Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Наше мультипликационное всё-всё-всё

Открылась выставка «Бонифаций, Винни-Пух и другие создания Федора Хитрука»

Кто ищет собственных путей, тот поступает мудро. Творческая кухня знаменитого аниматора представлена на выставке «Бонифаций, Винни-Пух и другие создания Федора Хитрука» в галерее «На Солянке».

Режиссером Федор Хитрук стал довольно поздно, в 43 года. А до этого много лет был художником-постановщиком на чужих картинах. Труд этот изнурителен и зачастую однообразен, но, надо полагать, не от подобных тягот уходил Федор Савельевич в режиссуру. Там тоже все непросто, однако есть возможность делать собственную эстетику. И этой возможностью Хитрук воспользовался до упора. Его фильмы нельзя назвать похожими друг на друга, и все же в них присутствует общее качество.

Не то чтобы модернизм (странно как-то использовать подобные категории применительно к «мультам»), но особая пластика, которая существенно отличается от диснеевской. Не говоря уж о типовой советской.

Разумеется, заслуги в деле создания этой пластики с Хитруком могут разделять его любимые художники, чьими руками и создавались Бонифаций, Винни-Пух и все-все-все. Более того, сам режиссер именно на этом и настаивает, утверждая, что без Сергея Алимова, Владимира Зуйкова и Эдуарда Назарова у него никогда бы ничего не вышло. Трудно спорить, да и не о чем. Слава богу, все эти люди лишены нездоровых амбиций и к своему творческому партнерству относятся адекватно. Достаточно сказать, что на выставке, посвященной Хитруку, фигурируют в основном материалы, созданные его соратниками, а не лично режиссером. Все эти эскизы, раскадровки, аппликации, фазы движения – дело рук художников, но в сумме являются оммажем руководителю процесса. Свои архивы, из которых выстроена нынешняя экспозиция, Хитрук подарил некоторое время назад Музею кино. Судя по тому, что показано, фонды бесприютного музея по-прежнему в сохранности.

Если взглянуть на фильмографию Хитрука (в данном случае мы подразумеваем только его режиссерские работы, а не прежние, сделанные в амплуа художника-постановщика), то выяснится, что не так уж и велик этот список. «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм», те же «Бонифаций» с «Винни-Пухом», плюс еще несколько картин, публике менее известных. Да и по времени сей период не столь долог – лет двадцать. Активную режиссерскую деятельность Федор Хитрук оставил еще в конце прошлого века. Сегодня ему уже слегка за девяносто, так что есть о чем вспомнить кроме мультипликации. Но режиссерский период наверняка остается самым ярким из воспоминаний. Хитрук никогда не гнался за «валом», хотя ему предлагали множество сценариев, а публика требовала продолжения любимых фильмов. Казалось бы, пожинай плоды успеха, клепай все новые и новые серии того же «Винни-Пуха». Но он сказал себе и своим коллегам: тема исчерпана, дальше начнется халтура. Так и осталась эта ошеломительная работа в формате трилогии. С другими фильмами обстояло похожим образом.

Скажем, после «Топтыжки» режиссеру предлагали сделать аж 19 серий с его героем на диснеевской студии. А он опять про свое: главное уже сказано, развития не получится.

То, что все это не блажь и не героическая поза, можно понять, когда встречаешься с рабочими материалами. Например, с музыкальным расчетом песенки Винни-Пуха, где каждому «трам-пам-пам» соответствует своя фаза движения. Или когда видишь, насколько настойчивыми были поиски эпизодических персонажей для «Каникул Бонифация». Тамошние клоуны, цирковые танцовщицы, силачи и дрессировщики проносятся на экране в один миг – а за этим мигом стоят многие часы дискуссий и корректировок образов. Федор Савельевич всегда экспериментировал, поэтому и не любил конвейера. Этому же старался научить своих последователей, которых у него немало. Среди них есть люди с мировой славой: Юрий Норштейн, Александр Петров, Эдуард Назаров. Немаловажно, что никто из них не стал подражателем Хитрука. Это особый учительский дар – вдохновлять подопечных, но не корежить их индивидуальности... Вроде бы излишне громкие слова применительно к той сфере, которая очень немногими взрослыми воспринимается всерьез. Однако анимация может и должна быть настоящим искусством. Такие люди, как Федор Хитрук, именно искусством ее и делают.

Новости и материалы
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Все новости