Новости

С чего начинается лето…

Открылся ХХ фестиваль «Кинотавр»

В Сочи минутой молчания и альманахом пяти современных российских режиссеров «Короткое замыкание» открылся ХХ фестиваль «Кинотавр».

Церемония открытия юбилейного «Кинотавра» обошлась без шуток и веселья. Дело тут не в кризисе и фестивальных проблемах, хотя в кулуарах обсуждаются как уменьшившийся бюджет, так и возможный переезд киносмотра: говорят, что грядущая Олимпиада лавиной сметает на своем пути все, в том числе под раздачу попадает и «Кинотавр». Впрочем, обилие гостей и разряженных, как новогодние елки, дам свидетельствовало о том, что фестиваль (несмотря на то что количество спонсоров ощутимо уменьшилось) пока не бедствует, а мэр Сочи Пахомов бодро кричал со сцены, что «Кинотавр» и Сочи неразделимы. Если жителя Сочи спросить, с чего начинается лето, он скажет: с кино.

Печаль была вызвана другим.

Олег Иванович Янковский долгое время занимал пост президента «Кинотавра», пока в 2005 году Марк Рудинштейн не отдал фестиваль Игорю Толстунову и Александру Роднянскому. И, тем не менее, и Рудинштейн, и Янковский всегда оставались здесь почетными желанными гостями, а в нынешнем году для них подготовили специальные призы. Но получать награду Рудинштейну пришлось в одиночку. «Я никогда не называл себя артистом, режиссером, продюсером — я просто талантливый администратор, — сказал Рудинштейн, а затем продолжил: — В течение 15 лет я выходил на сцену, чтобы сказать всего одну фразу: «Президент фестиваля Олег Янковский». Черту открытию подвела минута молчания и сыгранная «Чайфами» (группа потом дала еще большой пляжный концерт, и в сочинской ночи разносилось громогласное «ой-йо») баллада со словами «не забывай».

Забывать не стоит и о фестивальной программе, ведь она в этом году обещает массу кинематографического удовольствия.

Стартовал «Кинотавр» с внеконкурсного «Короткого замыкания»: пять историй от пяти современных режиссеров — Алексея Германа-младшего, Бориса Хлебникова, Кирилла Серебрянникова, Петра Буслова и Ивана Вырыпаева. Звучит интереснее, чем смотрится: объединенные темой «моя твоя не понимать», то есть трудностями коммуникации и невозможностью быть понятым, новеллы получились неровные. И, как всегда в случае с альманахами, самый захватывающий аттракцион состоит в том, чтобы угадывать, кто что снял. К сожалению, эксперимент вышел нечистый: автор объявлялся после каждого мини-фильма, сужая область поиска для следующих отрывков.

А вы гадайте. Вот немногословный журналист (Яценко) отправился брать интервью у жильцов дома относительно проведения теплотрассы,

хотя ему гораздо интересней жизненная драма, скрывающаяся за страстной надписью на стене «Оля — сиська».

Сбивчивая косноязычная речь, будничные зарисовки у подъезда. Вот почти видеоарт — трясущаяся прыгающая картинка, якобы любительское видео юной полячки, приехавшей в Москву на 9 Мая. Вот история о глухонемом сапожнике, влюбившемся в обладательницу белых парадных туфелек, ни разу ее не видя: из окошка подвальной каморки он может разглядеть лишь ноги клиентов. Вот серый мрачный остров с психушкой. Вот, наконец, юноша в костюме креветки (Чурсин) привлекает публику в морской ресторан: в порыве самоотверженного идиотизма он решает целовать всех встреченных, кто бы ему ни попался — симпатичная дама или металлист…

После полуночи на «Кинотавре-2009» будут оживать старые советские комедии — в ночной программе «Мосфильму» — 85», и он смеется» можно пересмотреть «Мимино» и «Джентльменов удачи». А в рамках традиционного «Кино на площади» покажут едва ли не все главные блокбастеры прошлого года — от «Адмирала» до «Обитаемого острова».

Немного о судьях: председателем жюри выбран Сергей Сельянов, заявивший, что он не раз стоял на сцене «Кинотавра» в другом, «более органичном для кинематографиста качестве», но постарается «судить искренне, честно, ну и, наверное, бесстрастно».

Также в жюри вошли Михаил Агранович, Сергей Бодров, Сергей Маковецкий, Дарья Мороз, Лариса Малюкова и Авдотья Смирнова. В конкурсной программе участвуют новые фильмы Вырыпаева и Ивана Дыховичного, съездившая в Канн «Сказка про темноту» Николая Хомерики, побывавшая в секции «Форум» Берлинале «Сумасшедшая помощь» Хлебникова, «Сынок» Ларисы Садиловой — и это только половина конкурсантов. В общем, пока что, пусть и авансом, несмотря на всяческие кризисы, хочется возразить призеру «Кинотавра-2006» «Изображая жертву»: нет, русское кино все-таки не в жопе.