Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От куртизанки до мойщика трупов

ММКФ, день пятый

Хроники ММКФ: Феррери человеконенавистничает, Фрирз англофильствует, Ханеке покоряет, Досталь серьезничает, Такито улыбается о вечном.

По традиции на фестивале среди прочих новинок и хорошо забытых старинок мирового кинематографа дают ретроспективу какого-нибудь великого, чтобы на примере отдельно взятого гения рассмотреть развитие кино на протяжении достаточно долгого времени. В прошлом году, напомним, таковым стал великий Джон Кассаветис, ради фильмов которого стояли в огромных очередях, а попав в зал, получали не поддающийся оценке катарсис и успокоение. В этом году ММКФ предлагает сольную ретроспективу Марко Феррери. На его фильмы никто не ломится – ну кто, скажите, не видел «Большую жратву». Да и советовать их в качестве отдохновения от прочих программ тоже не получается – по уровню рефлексии и мизантропии режиссер дал бы фору едва ли не фон Триеру, на котором иные кинокритики уже приготовились с ужасом аплодировать стоя. Тем же несчастным, которые, увидев спасительное слово «человеческое» в «Семени человеческом» мастера, пришлось в скором порядке искать, чем перебить вкус набившегося в рот от человеконенавистнической истории жизни и смерти постапокалиптических Адама и Евы морского песка.

Противоядие, впрочем, нашлось легко в виде «Дорогуши» автора «Грязных прелестей» Стивена Фрирза.

Экранизация романа Колетт о конце Прекрасной эпохи, история стареющей куртизанки Леи и доверенного ей баловня Шери, для которых интрижка обернулась любовью всей жизни, подана живо, легко и уютно.

Мишель Пфайффер с легкостью дотягивает свою Лею до масштаба и ироничности моэмовской Джулии Ламберт. Действие, впрочем, разворачивается не в Англии, а во Франции, но внимание на это обращаешь лишь ближе к середине, потому что это невероятно английское кино, в том же смысле, в каком таковыми являются «Дживс и Вустер» или отечественный «Шерлок Холмс». То есть характеры, интонации и антураж легко оттягивают на себя внимание от довольно печального сюжета. Больше добавить тут, пожалуй, и нечего:

пересказывать «Дорогушу» — все равно, что пересказывать уютное кресло – гораздо лучше там оказаться.

Тем более полезен был чисто английский моцион перед показом фестивального хита, каннского призера этого года – «Белой ленты» Михаэля Ханеке. Любопытно, что седобородый австриец рассказывает о том же времени, что и англичанин, но в Германии, как выясняется, все было совсем не так лучезарно. Итак, в 1914 году, Фердинанда нашего еще не убили, в маленькой немецкой деревушке творится преступленье: лошадь доктора спотыкается о натянутую проволоку, отпрыска барона крадут и немилосердно секут до полусмерти, а сыну повитухи – безобидному дауну – и вовсе глаза выкалывают. За всем этим наблюдает учитель, классический рассказчик – посредственность в толстых очках – которого наравне с расследованием интересует перспектива скорой женитьбы на местной дурехе.

Про это кино все было понятно еще после Канн – когда мир рушится, дети страдают первыми, и даже не так важно, совершали ли они зло, довольно уж и того, что они на него способны.

Причина и следствие могут располагаться, впрочем, и в противоположном порядке, это не так принципиально. Ханеке, между тем, умудряется подать эту несвежую, прямо скажем, мысль с удивительной доходчивостью и красотой. За первую отвечает взвешенность и холодность, с которой все это рассказывается – всякий раз, когда пора переходить на крик, режиссер изящно уводит рассказ в безопасное русло, давая персонажам и зрителю чуть поостыть. При этом повествование подано в таком контрастном черно-белом цвете, что если история болезни предвоенной Европы нас не интересует, то можно просто насладиться местом дивным, пока его не разнесло к чертовой матери.

В принципе, в противовес «Пианистке» и «Забавным играм», в которых исследование перверсий и обыкновенной жестокости предполагало некоторую болезненную страсть, здесь Ханеке предстает таким лишенным болезненности вариантом Алексея Балабанова. По сути, «Белая лента» — это тот же «Груз 200». Только там, где Алексей Октябринович дает лобовую метафору распада, австриец спокойно сообщает устами одного из героев: «Нет ничего лучше здоровой ненависти к себе».

Дети у нас, что тут скажешь.

Но с Ханеке и так все ясно: мы его любим и уважаем, да и не только мы, но и главные кинофестивали, включая Каннский, на котором «Белая лента» получила в этом году «Золотую пальмовую ветвь». То ли дело современное болгарское кино, о котором до триумфа нео-нуара «Дзифт», неожиданно отхватившего в 2008-м приз за режиссуру Московского кинофестиваля, мало кто вспоминал. Тогда вдруг показалось, что это самое болгарское кино тоже непременно нужно любить и уважать, а ММКФ принял по случаю срочные меры. Во-первых, появилась специальная программа «Болгарский фокус», а во-вторых, в конкурс угодили «Раки» Ивана Черкелова.

К несчастью, фильм «Раки» даже на сотую долю не столь прекрасен, как «Дзифт». Выяснилось, что не все болгарские кинематографисты, подобно Явору Гырдеву, любят соц-арт и тарантиновские диалоги, а некоторые даже способны снимать тоскливый арт-хаус про двух приятелей, которые…

Тут, по идее, должен следовать сюжет, но его как такового в «Раках» не имеется.

Жена одного из приятелей боится рожать, другой озабочен одиночеством — вот, собственно, и все. И даже вяло развивающаяся криминальная интрига, в последние десять минут фильма все ж таки оборачивающаяся чем-то вроде (путь и весьма предсказуемого) катарсиса, нисколько не скрашивает предыдущие убаюкивающие полтора часа.

А вот на чем засыпание совершенно исключено, так это на фильмах программы «Социалистический авангардизм». Вчера показывали военные картины алма-атинской студии, в частности, «Юного фрица» 1943 года основателей ФЭКСа Козинцева и Трауберга. Это памфлет по стихам Маршака про немецкого солдата, который, в числе прочего, говорит, что голова нужна, чтоб носить каску, потому что думает за него фюрер. Под конец взятый в плен герой оказывается в зоопарке с табличкой «фриц, семейство наци», в то время как бодрая советская девушка радостно сообщает, что для науки пригодится даже такой гад, как этот.

Изображение соответствует стихотворному тексту – сатира лезет из всех щелей, образы настолько карикатурные, что фильм, естественно, попал под запрет.

К советской эпохе обращается и Николай Досталь в «Пете по дороге в царствие небесное». Действие фильма, снятого по повести Михаила Кураева, происходит в Кандалакше в 1953-м. Жил в городе один помешанный, юноша Петя. Ничего страшного в его заскоке не было – просто вообразил себя сотрудником милиции, и все с удовольствием поддерживали Петино увлечение: предъявляли документы, отдавали честь, сделали ему деревянный муляж пистолета, чтобы было, что носить в кобуре. Легче всего представить «Петю» пособием к школьному курсу истории, потому что в фильме Досталя все четко и простодушно.

Есть черное и белое, хорошие и плохие, добрый главный инженер из интеллигентной семьи, плохой кгбэшник, развратная докторша с поломанной судьбой, врач-еврей с пасмурным лицом и призрак системы, в мясорубку которой попадают даже такие безобидные люди, как Петя.

А главное, здесь все серьезно.

Серьезно настолько, что сразу вспоминается расхожий афоризм Горина про серьезное лицо — с последующим призывом улыбаться. Чему честно последовал японский режиссер Ёдзиро Такито в своем фильме «Ушедшие», показанном в программе «Азиатский экстрим», — и не прогадал. Собрал охапку призов с азиатских кинофестивалей, забрал Гран-при Монреальского МКФ и получил «Оскар» за лучший иностранный фильм 2008 года.

Фильм начинается с хохмочек – оркестр, в котором играет молодой виолончелист Дайго Кобаяши, распускают, он с расстройства бросает музыку и увозит молодую жену из Токио на родину – в глухую японскую провинцию. Там в поисках работы обращается в неведомую контору, давшую объявление о наборе сотрудников для обслуживания отъезжающих. Увы, турфирмой на новом месте и не пахнет – как выяснилось, Дай второпях неправильно прочитал слово «okuribito» – «ушедшие», и узнал об этом уже после найма.

Так Кобаяши-сан нежданно-негаданно стал «ноканси» – специалистом по обряжанию умерших в похоронные одежды.

Американцы соорудили бы из этого сюжета черную комедию, наши специалисты, не мудрствуя лукаво, залудили бы беспросветную чернуху, а японцы обошлись и без того, и без другого, сделав очень лиричный, тонкий и человечный фильм о важном. Удивительное дело – в последние годы о проблемах, насущных для каждого человека, внятней всего говорят японцы и китайцы – люди, которые для всего остального мира по определению самобытные, экзотические и вообще «не такие, как мы». Не пугают, не шокируют, не умничают и не развлекают – просто и безыскусно рассказывают историю, неведомым образом заставляя «остановиться, оглянуться» и пресыщенного кинокритика, и непросвещенного обывателя.

Колдуны, блин.

Новости и материалы
Артиллерия РФ накрыла группу ВСУ у границы Белгородской области
Россиянин заманил двух сестер в гаражи, предложив детям посмотреть котенка
Суммы штрафов для судоводителей поднимут до уровня санкций для водителей автомобилей
Воздушную тревогу объявили в трех областях Украины
В Подмосковье школьница едва не оглохла из-за ватной палочки
Бойцов СВО на передовой не оставили без пасхальных куличей
Пропалестинские акции в университетах США, возможно, не были спонтанными
В Хабаровске загорелся крупный супермаркет
Куба откроет новые рейсы из Москвы
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В России в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
Фигуранты дел о хищениях в Минобороны лишились земли
Взрывы раздались в центральной Украине
В ночь с 5 на 6 мая ожидается звездопад Майские Аквариды
Все новости