Кино

cinemablend.com

А «Четыре» самый шумный

В прокат выходит «9»

Ярослав Забалуев

В прокат выходит «9» — спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и Тимом Бертоном мультфильм о битве кукол и машин.

Девятый просыпается в очень большой комнате и обнаруживает, что вместо глаз у него щелкают затворы объективов, сам он сшит из мешковины, а за окном дымятся руины и лязгает пастью огромный электрический пес. Картина вполне из фильмов ужасов, однако это сказка, и Девятым его зовут из-за нарисованной на спине цифры. Остальные восемь таких же человечков с разной степенью убежденность верят (ну или совсем, категорически не верят) в то, что новобранец — давно обещанный мессия. Постепенно выясняется, что на земле случилась война с машинами, все погибли, даже микробы, а куклам надо с этим разобраться. Объяснить ничего не понимающему Девятому что-то пытаются Второй и Шестой, но это непросто, потому что Первый возомнил себя правителем мира, а Восьмой — его телохранителем и лишние брожения в умах им совершенно ни к чему. Тем не менее, когда из-за заявленного мессии приходит в движения машина, жрущая кукольные души, приходит время объединиться даже против желания.

Спродюсированный окончательно освоившимся в Голливуде Тимуром Бекмамбетовым и записным кукольником Тимом Бертоном мультфильм «9» ждали сильно и с некоторой опаской.

С одной стороны, оригинал — номинированная на «Оскар» короткометражка Шейна Экера — был чудо как хорош, с другой, Бекмамбетов, как первый русский, которого взяли на американскую фабрику грез в качестве равноправного кудесника, многим до сих пор внушает подозрения. А уж когда стало известно, что адаптацией мультфильма позвали заниматься автора «Метро-2033» Дмитрия Глуховского, то впору было и вовсе приуныть.

В принципе, такое количество авторов забавно рифмуется с мультяшными разделенными героями-функциями, хоть создатели вложились в картину и явно не поровну.

Больше всего в «9» российский зритель увидит Тимура Нуруахитовича: мессианский пафос, исправление ошибок судьбы, Хабенский, озвучивший главного героя. Следом по значимости, вероятно, идет Глуховский, неким образом адаптировавший оригинальную вселенную и, чтобы не пропадать добру, написавший приквел и инсценировку, которая скоро будет поставлена в питерском театре «Кукольный формат». Учитывая размах и фантазию автора, что там было в оригинале — остается вопросом до выхода DVD с оригинальной звуковой дорожкой. Наконец, Бертон деликатно всыпал щепотку фирменного мрачного карнавала и позвал написать музыку ученицу своего бессменного автора Дэбору Лури.

За всем этим немудрено проглядеть автора идеи и режиссера Шейна Экера.

Может сложиться ощущение, что собственно его участие в проекте исчерпалось оригинальным немым мультиком, который маститые специалисты порезали на куски, а пространство заполнили собственными соображениями по теме. Однако именно его кусочек души, который он вложил в «9», и видится самым главным. По большому счету, все соображения о войне людей и машин, искуплении и прочих важных вещах, проговариваемые почти прямым текстом в детском мультике, выглядят несколько нелепо. «Валл-И», с которым картину обязательно будут сравнивать, в этом смысле был гораздо лучше именно тем, что не мучил зрителя пространными монологами о смысле жизни и природе вещей.

Тем не менее созданные Экером герои выглядят объемнее, обаятельнее, да и попросту живее робота-мусорщика.

Особенно в те моменты, когда они замолкают, а их зрачки-объективы расширяются синхронно со зрительскими. Конечно, можно сказать, что лучше было оставить все как есть: растянув десятиминутку в полный метр, Экер не добился очевидного результата. Но в самом желании продлить сказку есть что-то неистребимо близкое, родом прямиком из детства.