Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram

«Живи один, дорогою свободной иди»

Умер Владимир Мотыль

Скончался Владимир Мотыль — режиссер, снявший почти за полвека всего десять картин: шесть забытых, одну никем не виденную, две хорошие и «Белое солнце пустыни».

Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Мальчику не исполнилось и трех лет, когда его отец, польский эмигрант Яков Давыдович Мотыль, работавший слесарем на минском заводе «Коммунар», был арестован как польский шпион и был отправлен в знаменитый СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Через год он скончался — в неполные тридцать лет. Мать будущего режиссера, выпускница Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена Берта Антоновна Левина работала тогда воспитательницей в знаменитой колонии Антона Семеновича Макаренко. Как вспоминал позже сам Владимир Яковлевич, возможно, это обстоятельство ее и спасло: колонию для малолетних преступников курировал НКВД, а «своих» в те годы без нужды не трогали. Детские годы режиссер провел на Урале, в маленьком городке Оса, где мама работала завучем детского дома.

Там он и заболел кино:

«Находясь в ссыльных местах с мамой, я с младенческих лет не имел доступа ни к каким очагам культуры, кроме кинопередвижек. Их привозили в маленькие городки Северного Урала и крутили фильмы Чаплина, «Веселых ребят», «Чапаева». И я смотрел подряд все сеансы, я жил кинематографом. После школы, попытавшись поступить во ВГИК, вернулся в Свердловск и поступил в театральный институт», — вспоминал режиссер.

Закончивший актерское отделение Мотыль практически сразу после окончания занялся режиссурой — ставил спектакли в Свердловском драматическом театре, работал актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила. За время работы в театрах поставил более 30 спектаклей. В 1955 году, параллельно получая второе (историческое) образование, стал главным режиссером Свердловского ТЮЗа — это в 27 лет! Однако тяга к кино оказалась сильнее. Через два года, в 1957 году, в жизни Владимира Мотыля происходят два важных события: он получает диплом исторического факультета Уральского университета (и практически все снятые им фильмы были в той или иной мере историческими) и навсегда оставляет театр, отправившись заниматься кино на Свердловскую киностудию.

Правда, дебют в кино состоялся только шесть лет спустя и совсем не на Урале: в 1953 году Владимир Мотыль снимает на Таджикской киностудии фильм «Дети Памира».

Старт оказался довольно громким: за эту работу Мотыль получает Государственную премию Таджикской ССР им. А. Рудаки и выдвигается на Государственную премию СССР. Никто тогда и не предполагал, что эта первая награда окажется для него единственной за все годы советской власти. А еще через четыре года Владимир Яковлевич снимает свой первый известный фильм — «Женя, Женечка и «Катюша». Именно там впервые сложилось блестящее трио Мотыль — Окуджава — Шварц. Сценарий был написан в соавторстве Мотыль — Окуджава по мотивам повести последнего «Будь здоров, школяр», Окуджава же сочинил песни к картине, а музыку к фильму написал недавно ушедший от нас композитор Исаак Шварц, работавший потом практически во всех картинах режиссера.

Судьба у этого фильма, едва ли не первой советской комедии о войне, оказалась непростой.

Она хорошо прошла в прокате, ее тепло приняли зрители — почти 25 миллионов граждан страны посмотрели этот фильм, но те же самые зрители, по опросу журнала «Советский экран», назвали «Женю, Женечку и «Катюшу» худшим фильмом года. Режиссер Мотыль попал в опалу.

На следующий свой фильм, ленту с рабочим названием «Спасите гарем!», он попал, в общем-то, от безысходности. Сценарий Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова «писался под» Андрона Кончаловского, однако известный режиссер работать над фильмом отказался. К сценарию примеривались еще немало известных режиссеров — Чулюкин, Кеосаян, Жалакявичюс, говорят, даже Тарковский читал. Но все отказывались. Отказался и Мотыль, когда возглавлявший ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) Григорий Чухрай предложил ему эту работу: «Я прочел сценарий и отказался, сказал Чухраю, что нет, тут я ничего не смогу сделать. Он возмутился и говорит: «Берись! Черт бы тебя побрал, ты что, ты же под запретом, тебе никто не даст постановку, кроме нашей независимой экспериментальной студии».

И кто бы знал тогда, что из этого «убитого» проекта получится «Белое солнце пустыни» — один из немногих советских фильмов, которому расхожее слово «культовый» соответствует без малейших сомнений.

Еще через несколько лет Мотыль сделал свой третий хит — костюмную драму о декабристах «Звезда пленительного счастья», потом из-за конфликта с киношным начальством на долгие годы ушел из кино. Работал на телевидении, в 1976—1985 годах Владимир Мотыль был художественным руководителем творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР. Сделал еще несколько картин, но успеха ранних они уже не повторили.

В своих интервью Мотыль часто повторял:

«Если бы предстояло сесть за воспоминания, то эпиграфом, верно, избрал бы строку Пушкина «Живи один, дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум».

Известно, что если ты искренен в своем искусстве и выбираешь дорогу сам, то убеждаешься: дорог свободных нет. Они всегда с преградами — случайными, нежданными, которые надо изловчиться преодолеть. Всю мою жизнь в кино можно назвать одним словом — «преодоление». Ведь снято всего 9 фильмов за почти полвека в кино».

Десятый фильм Владимира Мотыля, «Багровый цвет снегопада», выйдет в прокат этим летом. Владимир Яковлевич не дожил до премьеры несколько месяцев.

Прощание с Владимиром Яковлевичем Мотылем пройдет завтра, 25 февраля. Гражданская панихида состоится в 12 часов в Московском доме кино, после чего режиссера похоронят на Востряковском кладбище.