Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Весь мир насилья

Дневник Каннского кинофестиваля

Дневник Каннского кинофестиваля: в новом фильме «Беспредел» Такеши Китано удалось практически невозможное: сделать насилие смешным, не делая его привлекательным.

Возможно, вам казалось, что в 2010 году невозможно снять оригинальный фильм о гангстерах. Возможно, вы считали, что Такеши Китано исписался (вернее исснимался) и уже не способен сделать хитовое кино. Возможно, если в вас и жила еще вера в этого режиссера, то уж точно вы не ждали от него классного фильма о бандитах – потому что он уже снял в свое время «Жестокого полицейского», «Точку кипения», «Сонатину» и «Фейерверк». Так вот: вы ошибались.

«Беспредел» — беспредельно мощное кино, при просмотре которого среднестатистического интеллектуала настигает оторопь.

Нечто подобное публика испытала, когда Балабанов после «Войны» снял «Жмурки», а Тарантино после «Убить Билла» — «Доказательство смерти». Это осознанная игра на понижение, доведенная до таких граней абсурда и гротеска, что уже не до постмодернистских изысков, не до культурологии. Хотя, конечно, связь с предшествовавшей «трилогией саморазрушения» Китано прослеживается сразу. В «Такешиз», «Банзай, режиссер», «Ахиллесе и черепахе» Такеши Бит последовательно доказывал, что в искусстве нет ни критериев, ни смысла, а жизнь одинаково беспощадна к талантам и гениям.

Теперь – вывод: хватит заниматься искусством, пора браться за пистолет.

Китано – один из тех, кто ответственен за эстетизацию насилия в 1990-х. Его романтические негодяи, полицейские и якудзы, умели любоваться морем и луной, были чувствительны к проявлению дружеских и романтических чувств, осознанно шли на смерть – всенепременно красивую. Ничего общего с той стилистикой в «Беспределе» нет. Скорее уж он смахивает на «Выборы» Джонни То,

только у гонконгского мастера бандиты были похожи на скучных клерков, хитрых юристов и циничных политиков, а у Китано они – настоящие отморозки, неизменно тупые, коварные и жестокие.

Причем касается это как верховных правителей кланов, так и мелких сошек. В том числе гангстера среднего звена Отомо, которого играет сам мэтр. Он не мудрее, не безумней, не романтичней, даже не забавней остальных. Он – такой же бесславный ублюдок, как остальные, и на экране ему уделяется ничуть не больше времени или внимания.

Да он его и не заслуживает.

Из верных и давних соратников Китано сохранил здесь лишь своего бессменного оператора Кацуми Янагидзиму. Все актеры работают с ним впервые («Надо было создать напряженную обстановку на съемочной площадке, и я преуспел», — гордо заявляет режиссер). Обошлось без костюмов от Ямамото: раз эти бандиты и шутят не смешно, и разговаривают грубо, то незачем им изысканно одеваться. Хватит обычных строгих костюмов – и белого спортивного для главного босса. Музыку написал не меланхоличный Джо Хисаиши, а Кейти Судзуки, чей ритмичный и эмоционально нейтральный саундтрек уже звучал в «Затойчи».

Китано удалось практически невозможное: сделать насилие смешным, не делая его привлекательным.

Более отвратительных и менее обаятельных гангстеров, пожалуй, современный кинематограф не видел. При этом каждое проявление жестокости подано как яркий, жуткий и всегда смешной гэг. Шантаж посла вымышленной африканской страны при помощи змеи в ванной и мертвой проститутки в постели еще долго будет сниться вам по ночам – как и сцена пытки одного из боссов при помощи бормашины.

Никого не жалко, в частности, потому, что мир насилья здесь замкнут сам на себе.

Якудзы только тем и занимаются, что предают, пытают, избивают, унижают и попросту убивают друг друга: отсутствие невинных сторонних жертв превращает это зрелище в своеобразный театр абсурда – или театр жестокости, что в исполнении Китано уравнено. Разумеется, обладая минимумом фантазии, без труда можно представить себе, что речь идет не только о криминале, но и о мире современного искусства или актуального кинематографа. А также о бизнесе, о политике, о человеческой природе в целом. Наконец, о Каннском фестивале, на котором царит такая же бессмысленная и беспощадная конкуренция, как в фильме «Беспредел».

Новости и материалы
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Все новости