Арт и дизайн

wordpress.com /«Le pigeon aux petits pois» 1911 г. Пикассо

«Ночь в музее»: криминальный вариант

Из Национального музея современного искусства Парижа украдены картины Пикассо, Матисса, Брака, Леже и Модильяни

Велимир Мойст

В музейном мире новое ЧП: в Париже из Национального музея современного искусства похищены пять полотен знаменитых художников – Пикассо, Матисса, Брака, Леже, Модильяни.

Кражи из музеев – явление нередкое и распространенное во всем мире. Иногда случается даже, что одно и то же заведение подвергается ограблению несколько раз, как это было с музеем Эдварда Мунка в Осло. Однако о хищениях из парижского Национального музея современного искусства прежде слышать не доводилось.

Радиостанция France Info передает, что в ночь со среды на четверг неустановленные грабители взломали замок железной ограды, вырезали стекло в окне и проникли в помещение музея. Эстетический вкус у этих людей оказался довольно развитым: они прихватили с собой пять картин художников «парижской школы», чьи имена известны всему миру. Экспроприированы «Голубь с зеленым горошком» кисти Пабло Пикассо, «Пастораль» Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака (он вместе с Пикассо считается родоначальником кубизма), «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже. Пропажу, как водится, обнаружили утром. О подробностях происшествия пока не сообщается, о версиях полиции тоже пока не слышно.

В качестве прикидочной оценки похищенного называют сумму в 500 миллионов евро.

Не вполне понятно, откуда взялась такая цифра: в любом случае она выглядит не очень правдоподобной. Посудите сами. На недавнем аукционе Christie's за картину Пикассо «Обнаженная на фоне зеленых листьев и бюста» было заплачено чуть более $106 миллионов. Это, как все помнят, и есть новый мировой рекорд стоимости – не только для творений Пикассо, а и вообще для произведений изобразительного искусства. Пересчитав сумму из долларов в евро по нынешнему курсу, получаем свыше 84 млн. Столько стоит самая дорогая картина на планете. Произведения остальных авторов, которые значатся в криминальном списке, до рекордов Пикассо никогда не дотягивали. Выходит, даже спекулятивные аукционные прецеденты не позволяют набрать искомые 500 млн евро за пять холстов.

Музейные же оценки стоимости экспонатов, как правило, более консервативны, чем аукционные.

Но в любом случае украденное стоит дорого. Правда, реализовать картины будет затруднительно: изображения слишком известны, а о факте похищения уже раструбили по всему свету. Версия о маньяке-коллекционере, который мог бы заказать кражу и затем спрятать полотна где-нибудь в тайной комнате, чтобы любоваться ими в одиночестве, представляется чересчур кинематографичной. Более вероятен сценарий, что преступники потребуют выкуп у самого музея, то бишь у государства. Хотя платить им скорее всего не станут, чтобы не поощрять данный бизнес. Надо полагать, более всего парижские музейщики уповают сейчас на то, что полиция раскроет дело по горячим следам. А все остальные хранители культурных ценностей наверняка кинулись проверять засовы и тестировать сигнализацию: от подобных случаев никто не застрахован.

Между тем стало известно, что ограбление Национального музея современного искусства в Париже совершил вор-одиночка. Как сообщает France Info, камера наблюдения зафиксировала грабителя, на голове у него был капюшон. Кроме того по данным мэрии Парижа, стоимость похищенных полотен Пикассо, Матисса, Брака, Модильяни и Леже в пять раз ниже изначально заявленной и составляет 90-100 млн евро.