Фестиваль с днем рождения

Закончился фестиваль 2-in-1

Фестиваль современного кино 2-in-1 успешно совместил арт-хаусное кино со зрительским и закончился празднованием дня рождения Матье Амальрика и словом «Wow!».

На вопрос, чем закончившийся вчера фестиваль 2-in-1 лучше всех прочих арт-хаусных смотров, собирающих в столичных залах по паре десятков особо упорных синефилов, программный директор фестиваля отвечал неоднократно.

Большинство столичных фестивалей в качестве критерия оперируют географической принадлежностью или степенью радикализма.

Принципиальное отличие подхода команды, в этом году переселившейся на этот фестиваль с придуманного Иваном Дыховичным 2morrow, в том, чтобы показать фильмы, совместившие актуальные новинки киноязыка с привлекательностью для широкого зрителя.

Результатом такого подхода стали умеренно полные залы, как на показе американской кукольной сказки «Бесподобный мистер Фокс», так и на медленной венгерской драме про поиски медсестрой из хосписа школьной подруги «Адриенн Пал» (приз «Герои» исполнительнице роли необъятной медсестры Пирошки Еве Габор). В любом другом конкурсе соседство этих картин показалось бы дичью, но при их столкновении оказалось, что модная европейская медлительность венгерской картины и плюшевый кураж «Мистера Фокса» оказались всего лишь разными приемами, призванными рассказать похожие, в общем, истории о самоидентификации. С другой стороны, фестиваль исследовал и то, как одни и те же приемы используются в разных кинотрадициях. Почти такой же медитативный, как «Адриенн Пал», аргентинский «Гигант» (в ограниченном прокате с этой недели) про влюбленного в уборщицу застенчивого охранника из супермаркета берет вездесущей латиноамериканской витальностью, которой никакой арт-хаус не помеха.

Еще одним рискованным шагом было включение в конкурс датской документалки «Армадилло» (призы «Звук» и «Изображение», приз Каннской недели кинокритики 2010 года) про натовских солдат в Афганистане.

Однако на деле фильм оказался не очередной антологией ужасов войны, а виртуозно снятым и очень плотно смонтированным документальным «Повелителем бури», с той лишь разницей, что героев здесь не один, а сразу десяток. Алексей Медведев, представляя фильм, рассказал, как в Каннах пропустил первые пять минут картины и только на пятидесятой по глазам раненого солдата понял, что сыграть так невозможно.

Условный арт-хаус, как и обещано, был уравновешен предельно зрительскими картинами.

Прежде всего, это фильмы открытия и закрытия. В открывшем фестиваль почти буколическом «Дереве» (в прокате с 11 ноября) погибший муж героини Шарлотты Генсбур вселяется в дерево на заднем дворе. А закрывавшая 2-in-1 картина «Турне» Матье Амальрика (в прокате со следующей недели) о продюсере, вывозящем на гастроли в Париж труппу пожилых бурлескных див, совершенно покорила зрителей парафразом значительной части мирового кинематографа от Боба Фосса («Кабаре», «Весь этот джаз») до Феллини. Кроме того, в ночь с субботы на воскресенье в кинотеатре «Пионер» прошла ночь ранних фильмов Дэвида Кроненберга («Выводок», «Муха» и «Видеодром»), а в «35 мм» в пандан показали сатиру на хорроры «Шина» про злобную покрышку-телекинетика.

Ну и, наконец, главные призы получили драма «Красный холм» про сербских «чудаков»-скейтеров (приз международного жюри, возглавляемого Кэрри Фокс из «Неглубокой могилы») и «Сетка от комаров» про бегущего от родительских склок подростка (приз жюри блогеров под предводительством фотографа Геннадия Авраменко). Картины эти, может быть, и не были однозначно лучшими фильмами фестиваля, но задачу по совмещению актуального киноязыка с удобоваримостью для широкого зрителя, безусловно, выполнили.

Логичным образом рабочая сосредоточенность, спровоцированная плотностью фестивальной программы, в финале вылилась в настоящий праздник. Блогеры танцевали. Необъятные герои «Адриенн Пал» и «Гиганта» познакомились и смеялись за бокалом вина. Матье Амальрик отметил свой 45-й день рождения премьерой и объятиями с благодарными зрителями. Ему же принадлежало и последнее слово программы фестиваля, и слово это было «Wow!».