Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Единорогом по бескультурью

В Пушкинском музее покажут «Даму с единорогом» Рафаэля

В Пушкинском музее на протяжении полутора месяцев будут показывать «Даму с единорогом» кисти Рафаэля. Картина из римской галереи Боргезе примечательна многим, не в последнюю очередь историей атрибуции, которую можно считать искусствоведческим детективом.

Сегодняшний «потребитель искусства» посещает музеи в основном для получения спектра впечатлений. Нужен визуальный ряд — более или менее представительный набор изображений, чтобы не возникало ощущения, что тебе чего-то недодали. По этой причине музеи гораздо охотнее оперируют большими выставочными проектами, нежели мини-экспозициями. Хлопот с организацией разного рода ретроспектив или тематических показов, конечно, много, зато раскручиваются они на раз и крайне привлекательны для публики.

Когда же в фокусе внимания оказывается одна-единственная картина, зрителя расшевелить намного сложнее. Однако отсюда совершенно не следует, что это невозможно.

Например, ГМИИ имени Пушкина подобный жанр культивирует уже много лет, и схема до сих пор работает. В разные годы сюда поодиночке приезжали полотна Тициана, Вермеера, Рембрандта, Пармиджанино (не говоря уже о сенсационном показе «Моны Лизы» Леонардо) – и всякий раз сценарий себя оправдывал. Публику интересуют большие объемы искусства, но не в меньшей степени она тянется к персонифицированным мифам. С этой точки зрения Рафаэль – весьма удачный выбор. С популярностью этого «бренда» сравнится мало какой другой. В Эрмитаже перед «Мадонной Конестабиле» и «Святым семейством» (это единственные произведения «божественного Санцио», хранящиеся в России) всегда толпа, сквозь которую с трудом протиснешься. Да и в прочих мировых музеях Рафаэль встречается нечасто и неизменно оказывается в центре внимания. Посему приезд в Москву «Дамы с единорогом» – событие вполне себе выдающееся.

У этой картины чрезвычайно занимательная история. О том, что руку к ней приложил Рафаэль, не было известно вплоть до ХХ столетия.

В описи галереи Боргезе она долгое время числилась как «Портрет Св. Екатерины с колесом школы Перуджино». Уместно спросить: ладно, авторство не всегда бывает очевидным, но причем тут колесо и святая Екатерина, когда в предмете у нас «Дама с единорогом»? Однако со зрением и с логикой у хранителей галереи все было в порядке: что видели, то и описывали. Первые сомнения насчет «школы Перуджино» и версии о том, что под позднейшим красочным слоем может обнаружиться подлинник Рафаэля, возникли в конце XIX века. А в 1920-е годы знаменитый искусствовед Роберто Лонги именно в связи с этим впервые применил рентгеноскопию для исследования живописи. Обнаружилось, что и впрямь святая Екатерина с колесом не при делах: этот мученический сюжет возник в результате переделки первоначального изображения, где дама фигурировала без накидки на плечах, а вместо орудия пытки у нее на руках возлежал маленький единорог – символ целомудрия. Более того, выяснилось, что и это мифическое существо – тоже позднейший домысел и что прежде место единорога занимал ординарный щенок, выступавший символом супружеской верности. Правда, восстановить щенка в прежнем виде при реставрации не получилось: слишком велики в этом фрагменте оказались повреждения оригинального красочного слоя. Но за все остальное специалисты могли поручиться головой: это подлинный Рафаэль из Урбино.

Портрет датируется приблизительно 1504–1506 годами, когда художник жил во Флоренции. После расчистки посторонних записей стало особенно заметным сходство этого изображения с «Джокондой».

Искусствоведы не сомневаются, что молодой Рафаэль видел произведение Леонардо и вступил с ним в заочную полемику. Композиционные приемы у двух картин довольно близки, однако авторские установки зримо различаются. Вместо загадочности Моны Лизы и туманности пейзажа у нее за спиной Рафаэль предложил «пленительную ясность». Запечатленная дама (скорее всего, речь шла о предсвадебном портрете некой знатной флорентийки) не пытается интриговать зрителя таинственной полуулыбкой. В этом образе выражена гармония земного существования, сопряженная с небесным замыслом о человеке. Рафаэль Санти вообще был художником куда менее «замороченным», нежели Леонардо и Микеланджело. Он любил недвусмысленную выразительность чувств и определенность послания. Кстати, за это его и ценили заказчики. Однако не скажешь, что Рафаэль наивен и простоват. Отсутствие таинственных кодов и малопонятных озарений в его работах компенсируется цельностью творческой программы.

Из всех художников Ренессанса он был, пожалуй, самым гуманистичным автором, не сомневавшимся в глубинном позитиве человеческой натуры.

Нынешнюю музейную гастроль можно считать началом длительной цепи культурных обменов с Италией в сфере изобразительного искусства. По инициативе нового итальянского посла в Москве Антонио Дзанарди Ланди у нас со временем должны побывать и другие шедевры с Апеннин – произведения Микеланджело, Антонелло да Мессины, Тициана, Каррачи, Караваджо, Бернини, Каналетто. Процесс не ограничится рамками нынешнего Года России – Италии: заявлено, что программа рассчитана как минимум на четырехлетие.

Новости и материалы
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Все новости