Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

Фрагмент официального постера «Игры престолов»

Зима близко!

Канал HBO начал показ сериала «Игра престолов»

Вадим Нестеров

Канал HBO начал показ сериала «Игра престолов» — самой долгожданной телепремьеры сезона, экранизации «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина.

Вы думаете, зима, наконец-то, закончилась? Как бы не так – она только началась. И произошло это в воскресенье, 17 апреля. Именно в этот день американский кабельный канал HBO («Секс в большом городе», «Клан Сопрано», «Рим» и пр.) показал первую серию своего нового сериала «Игра престолов». Серию, которая так и называется — «Зима близко».

Еще задолго до премьеры «Игра престолов» прочно окопалась на верхних строчках практически всех рейтингов самых долгожданных сериалов.

Стоит ли удивляться, что всю эту неделю миллионы людей только и делали, что азартно бубнили что-нибудь вроде: «А Стена-то, Стена! Круто! А вот Джон стремный какой-то, на овцу похож». У нас, кстати, где НВО отродясь не показывал, копья в дискуссиях ломали не менее активно, чем в США. Дело в том, что отечественные видео-флибустьеры установили новый рекорд: перевод в виде субтитров появился едва ли не наутро, а озвучка (весьма приличная, кстати) — буквально через пару дней после американской премьеры.
Ажиотаж этот вполне объясним: сериал «Игра престолов» снят по саге Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени».

А «Песнь…», в свою очередь, первая приличная книга в жанре классического фэнтези со времен Толкина. С соответствующим количеством поклонников сопоставимого фанатизма.

Именно поэтому, наверное, экранизацию ждали так долго – 20 лет. Как верно выразился один известный кинокритик: «Человек, попытавшийся экранизировать эту книгу, или станет звездой, как Питер Джексон, или будет уничтожен». Канал НВО решил рискнуть и зимой 2007 года приобрел права на экранизацию. Сериал делался долго и трудно (пилотную серию, к примеру, пришлось фактически переснимать заново из-за проблем с кастингом), да и вряд ли могло быть по-другому. Канал явно ставит на проект всерьез: достаточно сказать, что бюджет каждой серии под 6 млн долларов, что автоматически делает «Игру престолов» одним из самых дорогих сериалов. Дороже стоили разве что приснопамятный «Рим» и недавняя «Подпольная империя» того же НВО да идущий сейчас «Камелот» телеканала Starz. Да и вообще телевизионщики подходят к «Игре престолов» с несериальной основательностью: заметим, например, что канал нанял экспертов-лингвистов для разработки дотракийского языка, с оригинальным произношением, словарем из почти двух тысяч слов и сложной грамматической структурой.

На следующий же день после премьеры канал объявил, что начинает работу над вторым сезоном «Игры престолов», несмотря на то что аудитория была хоть и впечатляющей (2,2 миллиона зрителей), но далеко не рекордной.

Первую серию той же «Подпольной империи» посмотрели, к примеру, больше 4 миллионов человек. Впрочем в том, что «продолжение следует», вообще мало кто сомневался: в «Игру престолов» вложено столько, что за десять серий первого сезона отбить бюджет нереально.

Честно говоря, некоторую осторожность зрительской аудитории можно понять. Неофит, не читавший Мартина, может просто опешить: на него с порога вываливают несколько десятков действующих лиц, которые находятся между собой в весьма запутанных отношениях, и в быстром темпе прогоняют едва ли не по всей географии тамошнего мира с неведомыми и труднопроизносимыми названиями. Все это обильно (наверное, даже слишком обильно) приправляют женской обнаженкой, мужскими внутренностями, рублеными головами, заледенелыми трупами и «ожившей мертвой девочкой» (за перечисленное пора выдавать кинематографистам волчий билет).

Естественно, зализанный производителями потребитель пугается и осторожничает.

А зря. Потому как любой поклонник Мартина тоже когда-то проделал тот же самый путь. Как тот преферансист на зимнем пляже из памятного монолога Андрея Миронова (помните?): «Сначала убегал, потом втянулся».

Проще всего с многолюдьем. Если разобраться, то расстановка фигур в дебютной партии (а это именно дебют: первый сезон – это первая книга из семи томов саги, часть из которых еще не дописана) довольно проста. Перед нами вымышленный континент Вестерос, разделенный на семь королевств, когда-то независимых, а ныне объединенных под единым престолом. Доставшую всех старую королевскую династию объединившиеся Великие Дома недавно сбросили, и теперь на престоле сидит новый король, бывший предводитель «объединенной оппозиции». Неожиданно умирает Десница Короля (тамошний премьер-министр), и король Роберт отправляется на север, к своему лучшему другу лорду Старку, Хранителю Севера. Идея вручить управление королевством северянам, конечно же, не нравится другим Великим Домам, среди которых выделяются Хранители Запада, могущественные Ланистеры – их представительницу новый король даже был вынужден взять себе в супруги.

Но лорд Старк вовсе не рвется в столицу. Дело даже не в том, что на севере у него жена и пятеро детей. Просто люди владеют не всем континентом. На самом севере обитают древнее колдовство и страшные Иные (они же Белые Ходоки), для защиты от которых и была когда-то построена величественная Стена. Стену испокон веков охраняют Старки и Ночной Дозор — монашествующий рыцарский орден, из которого нет возврата. Ситуация усугубляется тем, что лето в этом мире длится десятилетиями, а зима может продолжаться целую жизнь. И именно сейчас зима близко. Ну и в довершение неприятностей двоим представителям свергнутой династии удалось бежать — они много лет скитались на варварском юге, и именно сейчас выросшему за эти годы наследнику, по прозвищу Король-побирушка, удалось провернуть лучшую в своей жизни сделку – выдать сестру за одного из самых влиятельных варварских вождей…

Как видите, традиционный и даже избитый стандартный фэнтезийный расклад. Но упаси вас бог ожидать типизированную фэнтези с Конанами-варварами и воительницами в декорированных шлемах и бронированных бикини.

Мартин потому и Мартин, что он проделал с фэнтези примерно ту же операцию, что и Толкиен за несколько десятилетий за него. Профессор когда-то выгнал из сказок детскую несерьезность, разработав для своей саги поразительно живой мир – с альтернативной историей, лингвистикой и т. п. Мартин продолжил его дело, безжалостно выставив за дверь саму сказочность с добрыми/злыми героями и непременным хеппи-эндом.

Вакантное место быстро заняла жизнь с ее суровым реализмом, безжалостными законами бытия и пугающей обывателей неоднозначностью. Думается, ни для кого не секрет, что сегодняшний расцвет жанра фэнтези напрямую связан с пугающими темпами роста инфантилизма и эскапизма в современном обществе. Благочестивый обыватель не очень рвется в реальный мир с его сложными проблемами. Ему бы спрятаться от растущих цен, острых локтей в метро, вонючих бомжей и грубых ментов. Благо сейчас возможность есть: включил компьютер или раскрыл книжку – все женщины красивы и уступчивы, все мужики мускулисты и напористы, а главный герой (это я, я!) только и успевает прыгать из постельных в ратные утехи. Разумеется, и альковные, и боевые победы изрядно прокачивают самооценку — вот уже и настроение поднялось, вот уже и утреннее «Куда прешь, обмылок!» забылось…

Ну вот и хватит с вас, говорит Мартин. Все будет по-честному.

Не будет вам ни плохих, ни хороших — будет как в жизни, когда и лучший друг способен безжалостно кинуть, и злейший враг – пожалеть. Где за любую победу придется платить так, что от уплаченной цены выть хочется. Где смерть не разбирает моральных характеристик, а жизнь частенько бьет наотмашь того, кто меньше всех это заслужил. И если вам кажется, что хуже уже и быть не может, – это вы просто забыли поговорку про говно и повидло. Мартин не жалеет ни героев, ни себя, ни читателя. Но именно этой внутренней честности, как показал успех книги, и не хватает больше всего в нашем надоевшем всем мире с розово-карамельным фасадом и сами знаете какой изнанкой.

Похоже, эта раздражающая зрителя пилотная серия понадобилась создателям исключительно для того, чтобы громогласно заявить: «Добро пожаловать в Вестерос. Гладить по головке и кормить жеваным не будут. Ешьте сами, если зубы есть».

А как с нами иначе? Зима близко.