Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Есть определенная испорченность театром»

Интервью создателей фильма «Портрет в сумерках» Ольги Дыховичной и Ангелины Никоновой

Создатели фильма «Портрет в сумерках» сценарист и актриса Ольга Дыховичная и режиссер Ангелина Никонова рассказали «Парку культуры» о том, что артистов портит театр, почему было отдано предпочтение непрофессиональным актерам и фотокамере, каким образом картина оказалась в конкурсных показах кинофестивалей в Венеции и Торонто и как мохнатый микрофон вызывает террористические подозрения.

На Венецианском кинофестивале в рамках параллельной программы показали «Портрет в сумерках» режиссера Ангелины Никоновой по написанному в соавторстве с Ольгой Дыховичной сценарию. Ольга же сыграла и главную роль в фильме о перерастающем в странную связь столкновении обеспеченной, но явно не слишком счастливой женщины-соцработника с командиром экипажа ростовских милиционеров-насильников.

На «Кинотавре» фильм, снятый на два фотоаппарата Canon Mark II, получил приз за операторскую работу и удостоился комплиментарной рецензии в Variety, после Венеции отправился в Торонто, в октябре его покажут на кинофестивале в Лондоне, авторы синефильских сайтов и блогов в один голос хвалят картину.

Корреспондент «Парка культуры» встретился с соавторами замеченного фестивальной средой дебюта и поговорил о сложностях с финансированием авторского кино, вызывающих на съемочную площадку ОМОН ростовских жителях, удивительных непрофессиональных актерах и намерении экранизировать Сорокина.

— Ольга Дыховичная написала сценарий, потом вы вместе его переписали, и Ангелина Никонова сняла по нему фильм с Ольгой Дыховичной в главной роли — так? Или роли сложнее распределены?

Ольга Дыховичная: Сначала у меня была история для короткометражного фильма, где были прописаны линии только двух героев: Марины и Андрея. Эту зарисовку на 25 страниц прочитала Ангелина и увидела в ней потенциально полнометражную картину. Тогда еще у меня были какие-то мысли о себе как о режиссере этой работы, но они довольно быстро стали легендой, так как Геля сразу же взялась за дописывание сценария до полного метра и моментально расставила свои акценты. Во-первых, увидела в этой истории молодую героиню. В первоначальной версии конфликт был скорее возрастной: взрослая женщина, сильно за сорок, у которой заканчивался уже период каких-то возможностей, встречала молодого мужчину. В общем, ту историю можно уже и не вспоминать. У сценария два полноценных соавтора, а режиссер-постановщик у этой картины один, и это Ангелина. Все, что представлено на экране, это абсолютно четко режиссерское видение. Более того, моя продюсерская роль тоже была ограничена. Во время съемок Ангелина ставила передо мной только актерские задачи: быть сосредоточенной, быть в образе и больше ни на что душевно не тратиться. Некоторая путаница возникает от того, что мы все время вдвоем артикулируем некие смыслы, но для меня очень важно определить свою роль и роль режиссера-постановщика. «Портрет в сумерках» — это действительно авторское кино и это дебютный фильм талантливого режиссера Ангелины Никоновой.

Ангелина Никонова: Спасибо. Ольга слегка лукавит, когда говорит, что занималась только актерской деятельностью на площадке. Нам приходилось самостоятельно продумывать все костюмы, прически, аксессуары. То же касается интерьеров. Их мы выбирали тщательнейшим образом и постарались выбрать уже готовые, чтобы они вписывались в видение картины и их можно было снимать с минимальным количеством дополнительной работы. Поэтому, когда мы столкнулись с необходимостью заполнить в титрах графу «художник-постановщик», родилось сочетание двух имен в одном: моей, так сказать, девичьей фамилии и фамилии Ольги. Получился Олег Федыхин, работник на еще одном поприще, где мы были соавторами.

— У вас довольно выразительные непрофессиональные актеры задействованы, особенно, конечно, выделяется исполнитель главной роли командира экипажа гаишников-насильников Сергей Борисов. Про него сообщается, что он бывший сотрудник милиции: у него совсем никакой актерской подготовки не было?

А. Н.: Нет, в первый раз играет, абсолютно неподготовленно.

— Где вы его нашли такого?

А. Н.: На улице. То есть встретились на улице, когда он приехал на встречу: ему мои приятели порекомендовали показаться перед режиссером с прицелом попасть в массовку. Чтобы потом промелькнуть в каком-нибудь участке милицейском, где бы мы снимали массовые сцены.

О. Д.: Вот вы про подготовку говорите, но у него же за спиной ежедневная работа на дороге в качестве сотрудника ДПС. Он семнадцать лет работал в этом «театре» и является его заслуженным артистом. В Ростове самым наивным методом был объявлен кастинг. Волонтеры расклеили на остановках объявления: «Дорогие ростовчане, если хотите сниматься в кино, приходите». И были назначены четыре дня, когда человек по сто в день приходили. Среди них немало было людей из театра, но выбор остановился на типажах, а не на актерах. А почему так, лучше расскажет Ангелина.

А. Н.: Есть определенная испорченность театром. Особенно провинциальным театром, где элементарно плохой звук и человек автоматически начинает кричать. Это называют «артикулировать», но это как-то по-другому должно называться. Есть еще абсолютно шаблонные механизмы актерской игры, которые уж совсем не для кино и не для камеры, которая видит каждый нюанс, каждое движение и полудвижение брови, глаза, ресниц. Поэтому проще было объяснить человеку, который никогда этим не занимался, что от него требуется. По большому счету, одно из главных качеств хорошего актера это наблюдательность, а она есть и у обычных граждан, которые не заканчивали профильные вузы. И я уповала на это качество, когда обсуждала с ними роли.

— Типажи были жестко прописаны в сценарии или варьировались по результатам кастинга?

А. Н.: Написанные Ольгой герои остались практически неизменными и пришли такими на экран.

О. Д.: Но когда я их увидела, даже удивилась тому, как точно они попадают в мою фантазию. Притом, что в сценарии описание может быть не самым детальным. Например, один из моих любимых персонажей в фильме — это человек, который привозит героиню со стадиона домой. Он у меня был прописан как «человек в олимпийке». Там не было двоеточия и описания, что это должен быть интеллигентный человек, сострадающий обстоятельствам и так далее, — ничего такого. Я была в абсолютном восхищении, когда увидела человека, которого Геля выбрала: он подходил даже больше, чем мой «человек в олимпийке» из моего воображения.

— Непрофессиональные актеры и фотокамеры Mark II, на которые снят фильм, это финансово мотивированные решения, связанные с ограниченностью бюджета?

А. Н.: Это то, что называется «гармоничное решение». Допустим, решили снять дешево. Можно взять и любую видеокамеру, а можно уговорить какого-нибудь знакомого и войти в долги с кинокамерой. У меня уже была дипломная картина, которую я снимала как раз на видеокамеру, потому что там важно было передать ощущение home video. То есть я хочу подчеркнуть, что тот или иной выбор не просто отсутствием или наличием денег обусловлен. В данном случае были обстоятельства, в которых мы должны были выкручиваться, но Mark II был художественным решением, которое мы в них приняли. Оно связано с тем, что это небольшая камера, фотокамера, а я надеялась привлечь минимальное внимание к себе, к актерам, к группе во время съемочного процесса. Надеялась на такую интимность процесса, которая позволила бы влиться в реальные городские ситуации, но, к сожалению или к счастью, мы писали прямой звук и привлекали внимание большим мохнатым микрофоном и громко хлопающей хлопушкой.

О. Д.: Ростовчане же, как ни странно, не радовались миру кино, который вошел в их скучную жизнь, а моментально вызывали ОМОН.

— Почему?

О. Д.: Не знаю. Страх чего-то нового.

А. Н.: У нас террористические подозрения вызывает и мохнатый микрофон, и хлопушка, и фотоаппарат.

О. Д.: И только благодаря умению Сережи общаться со своими бывшими коллегами все эти ситуации как-то разрешались. Хотя нам наши коллеги рассказывали, что в Ростове двум съемочным группам граждане определенных районов закрыли возможность снимать: выходили пикетировать, двадцать раз вызывали ОМОН. Так что нам повезло.

— Тот дипломный фильм, он же в Штатах снимался? Американские независимые часто рассказывают о том, как приходится хитрить, чтобы снимать в каких-то публичных пространствах в обход регламентированных порядков. А у нас, помимо общественного протеста ростовчан, насколько сложно устроены официальные правила? Они вообще существуют?

А. Н.: Когда необходимо получить разрешение и это несложно сделать, процесс не усложняется, а упрощается. В Америке, особенно в Нью-Йорке, с этим нет проблем: там бесплатно получаются разрешения для съемки, полицейские приезжают и помогают оцепить улицу, для тебя создаются условия работы. В Москве более или менее понятно с центральными улицами, но дальше — за МКАДом, в других городах — никто даже не понимает, что это такое: «Какие разрешающие документы, о чем вы говорите, какие съемки, почему?» Конечно, мы обратились в органы для разрешения, и у нас была бумажка, которую мы буквально, извините за выражение, совали в нос злобным бабушкам, но это не помогало.

О. Д.: Так это ни с кем не помогало. Приезжали вот эти омоновцы — мы им тоже показывали бумагу, а они говорят: «И? А здесь написан номер дома, название улицы и квадратура двора, который вы занимаете? Нет? Значит, недействительно». Но что в России хорошо? Возможен личный контакт, встреча двух человеческих энергий. И у нас был Серега, который им все объяснял. Тут еще такой момент работал: подчеркну, что Сергей играл не себя, это важно, он перевоплотился в образ Андрея, он другой человек. Но у него фантастическая манера, от которой он не может отделаться. Его спросишь: «Сереж, куда ты идешь?» А он в ответ: «А тебе зачем? С какой целью интересуешься?» Ни на один вопрос не отвечает прямо. Интервью брать у него бесполезно, но зато когда приезжали его коллеги, а он вместо аргументов спрашивал: «С какой целью интересуетесь?» — разговор заканчивался через минуту. Как только мы начинали рассказывать, что мы делаем, разговоры продолжались часами, и мы не могли снимать.

— А вообще какого размера съемочная группа была?

А. Н.: Я всегда говорю, что пять человек, потому что перед собой столько видела во время съемок, но потом вспоминаю, что еще я была, так что шестеро. Американский оператор-постановщик Ибен Булл, второй оператор — ростовчанин Эдуард Ильин, администратор группы Алексей Афанасьев — молодой парень из ВГИКа, Георгий Ермоленко отвечал за звук и был еще ассистент технический Михаил Максимов, оба ростовчане тоже.

О. Д.: Георгий Ермоленко работал с Расторгуевым над картиной «Жар нежных. Дикий, дикий пляж».

А. Н.: И над «Я тебя люблю» Расторгуева и Костомарова.

О. Д.: И там он работал?

А. Н.: Мне кажется, да. Это такая наша ростовская мафия.

— Вот, кстати, о Ростове еще: изначально же история писалась про Москву?

О. Д.: Про окраину.

— Ангелина, вы перенесли действие в Ростов, а как давно вы в нем не были?

А. Н.: Лет 17–18.

О. Д.: Как, ты же приезжала туда, работала?

А. Н.: Ну я не про то, что не была вообще, но вот так, чтобы подолгу. Сейчас это был мой самый долгий визит за многие годы.

— И насколько Ростов оправдал перенос истории?

А. Н.: Я очень довольна. Боялась, что Ростов слишком узнаваем, а хотелось избежать знаковых мест, потому что история у нас не про московские окраины и не про Ростов-на-Дону. Хотелось, чтобы у нас получился абстрактный город, но с центром и с окраиной. Ростов оказался идеальной площадкой такого рода. Плюс там люди звучат потрясающе.

О. Д.: Кроме музыкальности интонаций они принесли с собой фантастические словообразования. Кто видел «Я тебя люблю» может заметить, как перекликаются герои фильмов: у ростовчан необыкновенно богатые фантазия и речь. Рождение слов и предложений у них происходит в порядке импровизации здесь и сейчас. В какие-то моменты Геля, чувствуя потенциал некоторых актеров, толкала их к этой импровизации. Это касается и главного героя, и его брата.

— Там еще есть парень, который читает рэп...

А. Н.: Друг брата, да.

— Его, наверное, не было в сценарии?

А. Н.: Я просматривала молодых людей на роль брата, пришел Андрей … творческий псевдоним «Бла», и сказал, что он пишет такую музыку, ритмическую. Попросила исполнить и осталась под большим впечатлением — так родился еще один персонаж.

— А вы интерпретациями фильма и рассказанной в нем истории интересуетесь?

А. Н.: Ольга больше, я меньше. Когда прочла первые две, расстроилась и перестала читать, но Ольга иногда еще...

О. Д.: Я в некотором недоумении пребываю. Безусловно, есть вдумчивая русская критика. Например, то, что написала Мария Кувшинова, это блестящая работа кинокритика. К тому же есть с чем сравнивать: например, статья в Variety и комментарий программного директора фестиваля в Торонто. Почему-то люди, говорящие на чужом языке, воспринимают историю более цельно и более глубоко. В российской же критике очень много эмоций на уровне «это чернуха!», «это женские эротические фантазии!», «это история про инопланетянку, потому что женщины у нас такси не заказывают в кафе». Цепляются за заусенец и тянут.

А. Н.: Раньше я думала, что у нас не умеют снимать кино, но теперь понимаю, что и смотреть не особо умеют.

— Есть мнение, что это фильм про то, как соцработник ставит социальный и психологический эксперимент над милиционером.

О. Д.: И над собой. Героиня же тоже результат этой жизни, такой же, по сути, отморозок. Он отморозок в форме, она отморозок внутри. Мы даже написали большой синопсис, который не описывает сюжетную линию, а скорее оказывается авторской интерпретацией истории, подсказывает, на что обращать внимание. Если бы совсем не было глубоких рецензий, я бы подумала, что режиссер не справилась с задачей, не смогла внятно рассказать историю, но есть люди, которые отлично все понимают и считывают.

А. Н.: Кстати, в России пока что был только один показ фильма, и был он на фестивале «Кинотавр», где фильмы показывают в зале с чудовищной акустикой, который не приспособлен к просмотру кино. Лишь вечером после пресс-конференции до меня дошло, почему мне задавали какие-то странные вопросы про сюжет. Люди процентов 30 картины не слышали, а иностранцы смотрели картину в другом зале и с титрами. Как можно в таких условиях проводить самый важный фестиваль российской киноиндустрии, где собираются все, включая большинство журналистов, которые потом пишут несколько месяцев об увиденном там? Это же подстава.

— Но международные фестивали все-таки заметили вас. После Венеции фильм отправился в Торонто, а потом насколько длинным может быть его путь по фестивалям?

А. Н.: Да, фильм заметили, и спасибо за это тому же «Кинотавру», куда приезжают иностранные журналисты, директора и отборщики международных фестивалей. Путешествия по ним могут продолжаться очень долго, в календаре уже пять фестивалей отмечены впереди, но это может стать дурной привычкой. Мы этого не хотим, а хотим работать дальше.

— Над чем?

А. Н.: Больше всего меня сейчас воодушевляет идея снять фильм в Нью-Йорке, городе, который я знаю очень хорошо. Может, и до Москвы доберусь.

— Ваш фильм попал в ротацию на международных фестивалях, о нем говорят, и говорят хорошее — продюсеры проявляют интерес к работе с режиссером успешной фестивальной картины?

А. Н.: Я вам отвечу фразой, которую не так давно Ольга адресовала мне: «Не расстраивайся». Эта цитата отвечает на вопрос, поступают ли мне предложения?

— А есть какие-то идеи, которые без серьезного бюджета не снять?

О. Д.: Геля написала потрясающий, одобренный Владимиром Сорокиным сценарий по его книге «Тридцатая любовь Марины». Он готов к запуску в любой момент.

А. Н.: Но это 1983-й год, Москва, а значит, недешево. Тут уже актерам не скажешь: «Приходите в своем, а мы выберем».

— То есть пока придется какую-нибудь инди-историю делать?

А. Н.: Не буду кривить душой, я бы с большим удовольствием села на режиссерский стул, попросила бы чашку кофе и, может быть, даже передохнула час во время съемочного дня. И посмотрела на врученное мне расписание актеров, и не платила бы за колбасу на площадке. Так что я открыта для предложений. Но пока планирую такой же независимый проект.

О. Д.: Мы, может быть, перегнули палку, подчеркивая, что кино снято за копейки. Поэтому когда в очередной раз об этом зашла речь и один очень богатый человек сказал, что по-другому мы и не можем, я просто захлебнулась от возмущения: «Дайте денег — проверим. Готова поспорить».

А. Н.: Но так много энергии уходит на то, чтобы уговаривать, выпрашивать деньги. Если не можешь справиться с желанием снимать кино, нужно просто идти и снимать.

Новости и материалы
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Все новости