Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не дали отморозиться

Премьера спектакля «Жара» Владимира Агеева в театре «Практика»

В театре «Практика» прошла премьера спектакля «Жара» по пьесе Натальи Мошиной. В главных ролях режиссер Владимир Агеев занял актера и музыканта Ивана Макаревича и бывшего поп-певца, а ныне актера Павла Артемьева.

Предупредим сразу: речь идет вовсе не о Великой Московской Жаре-2010. Действие пьесы происходит в ближайшем будущем. Одним необычно жарким весенним днем четверка храбрых ребят, еще пятнадцать минут назад беседовавшая о творчестве Егора Летова, культе георгиевских ленточек и перекрытых на праздники улицах, входит в штаб-квартиру некой компании, ответственной за уничтожение культурных ценностей, берет заложников и выдвигает свои требования через Facebook и YouTube. Статус и видео собирают рекордное количество просмотров и комментов, но ни штурмовать молодых идеалистов, ни спасать взятый ими в заложники офисный планктон никто не торопится. Тихо, пусто, мимо захваченной офисной цитадели ездят машины, ходят девушки в коротких юбках — ни полиции, ни спецслужб. Тогда главарь шайки (Иван Макаревич) отправляется напрямик на Лубянку с требованием арестовать себя. Там высокопоставленный офицер (Борис Каморзин) объясняет ему, что

выигрывает тот, кто не играет, и что именно медийная тишина вокруг бессмысленного штурма (а поднятая в интернет-нише информационная пена за таковую не считается) является залогом их поражения.

Итак, это правда не про прошлогодний летний ад: тогда как раз власть шаталась, добровольцы сами тушили лесные пожары, и общественное мнение как раз бурлило. В спектакле «жара» — это метафора тех нескольких лет, что предшествовали горячему 2010-му: разморенный социум, в котором любое событие и любая даже самая радикальная манифестация тонули во всеобщем равнодушии.

Но никаких, упаси бог, приговоров ни голубым мундирам, ни преданному им народу никто не выносит.

Простейший театральный трюк — яркую и едкую четверку персонажей помещают в нейтральный раствор предлагаемых обстоятельств. И смотрят, как он, несмотря на свою нейтральность, медленно абсорбирует любую инициативу.

Наталья Мошина написала эту пьесу два года назад — как раз за эти два года она стала одним из главных лиц российской «новой драмы». Никакого заказа на «Жару» не было, и сочинение торило себе дорогу обычным довольно долгим путем, через читки на драматургических фестивалях и путешествие по рукам режиссеров. Текстом занялся Владимир Агеев — умный и тонкий постановщик, которого помнят по знаменитой «Антигоне» в театре имени Пушкина и остроумным «Пленным духам» в Центре драматургии и режиссуры. До недавних пор он не был замечен в пристрастиях к «новодрамовским» текстам с социальным звучанием. До недавних — пока в той же «Практике» не поставил текст Дениса Ретрова «Коммуникаты», в котором практически все действие происходило в бане, где некий без пяти минут отставной политик парился с двумя проститутками. Антиутопическая «Жара» вроде бы должна была стать второй в этом ряду и обозначить новый тренд в его карьере, но нет: как признался режиссер корреспонденту «Парка культуры», его в обоих случаях привлек просто хорошо написанный текст.

На самом деле еще неизвестно, кто кому должен больше похвал:

Агеев вообще славится умением не глушить драматургические тексты режиссерским решением, а изготавливать прозрачные и легкие интерпретации, которые не застят ни драматурга, ни его пьесу.

Так вышло и в этот раз: по-киношному смонтировав сцены беседы с эфэсбэшником со сценами в захваченном здании, он создал на сцене некую реальность, отчаянно похожу на сегодняшнюю, только слегка преувеличенную — как будто кто-то случайно сдвинул ручку регулятора контрастности в большую сторону. И таким образом дал проявиться главным актерам постановки: чрезвычайно фактурный Иван Макаревич получил в свое распоряжение выигрышную роль обреченного на безвестность героя (и совершенно гениальный монолог о том, почему при захватах нужно сразу отпускать женщин), а бывший солист группы «Корни» красавчик Павел Артемьев вдруг сыграл мечущегося агрессивного экстремиста, в один момент всерьез готового всадить в живого человека пулю, а уже через секунду сидящего на корточках и в отчаянии сжимающего голову руками.

Страшное у Мошиной все время идет вперемежку со смешным, а смешное все равно исподтишка намекает на страшное — так было у автора, так осталось и у режиссера.

Любопытно, что «Жарой» Агеев и Мошина вступили в своеобразный диалог с «Отморозками» Кирилла Серебренникова по пьесе Прилепина, причем не только на уровне игры слов в названиях. В спектакле театра «Платформа» тоже речь шла о заговоре обреченных против обывательского сна. Только если Серебренников в конце кладет явно обожаемых им героев под омоновские пули, то Агеев оставляет финал открытым: арестовывать героя Макаревича эфэсбэшник Каморзин, между прочим, отказывается. Все еще будет...

Новости и материалы
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости