Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Власти Белгородской области сообщили об обстреле Шебекинского округа 13:41
Разработчики Diablo запретили россиянам получать подарки в своем... 13:38
Группа Rammstein оказалась на грани распада 13:36
Сестра Ким Чен Ына потребовала от ООН прекратить призывать КНДР... 13:35
Песков рассказал, сколько Путин уделяет времени руководству СВО 13:35
Саудовская Аравия попросила страны Африки сократить добычу нефти 13:33
В Германии протестующие забросали камнями полицейский участок 13:32
Гросси может посетить Москву, но конкретики по этому вопросу нет 13:25
Стала известна причина повышения потолка госдолга США 13:25
Раскрыта цена субфлагманских смартфонов Realme с камерой... 13:24
В новосибирской ЦКБ произошел пожар 13:23
Назван простой способ понизить холестерин за ночь 13:21
Мадридский «Реал» объявил об уходе Бензема 13:20
Инстасамка призналась, что хочет вернуться в Россию насовсем 13:17
Грузовик с мусором загорелся на дороге... 13:16
Психолог рассказал, как научить ребенка конфликтовать правильно 13:14
Навигация в Суэцком канале возобновлена после буксировки... 13:12
Во Франции опубликовали декреты о повышении пенсионного возраста 13:10
Над Белгородом сработала система ПВО 13:09
Руководители Суэцкого канала рассказали о ситуации... 13:03
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Наши люди в Амстердаме

В МВЦ «Рабочий и колхозница» открылась выставка «Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955 – 2010»

Выставка «Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955–2010» в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» напоминает о многочисленности наших побед в престижном международном конкурсе.

Сравнивать награды World Press Photo с Нобелевской премией было бы, пожалуй, явным перебором – хотя бы потому, что награды эти раздаются ежегодно в большом количестве и без всякого денежного вознаграждения. Но с тем фактом, что это самая весомая на планете премия за фотожурналистику, спорить не приходится. Возник конкурс в 1955 году по инициативе «снизу»: голландские репортеры надумали расширить свой национальный «турнир» до всемирных масштабов. Идея очень быстро обрела популярность, и вот уже больше полувека WPP остается лидером в деле поощрения фотографических талантов.

Призы номинантам присуждают их же коллеги по цеху (как правило, прежние лауреаты), так что в главенстве профессиональных критериев сомнения возникают редко.

Другое дело, что без политических акцентов в этой институции никогда не обходилось и не обходится, но тут уж надо принимать во внимание специфику репортажного жанра. Тон в освещении мировых событий традиционно задают западные СМИ, посему их точка зрения и превалирует при выборе победителей конкурса.

Однако с момента зарождения World Press Photo организаторы все же озаботились проблемой некоего баланса и хотя бы формальной объективности.

По этой причине советских фотографов обычно не «засуживали» и награды им выдавали исправно. Само собой, выдавали не за красивые глаза, а за уровень мастерства: среди лауреатов времен «холодной войны» и «разрядки напряженности» фигурировали такие мэтры, как Владимир Мусаэльян, Виктор Ахломов, Геннадий Копосов, Макс Альперт, Сергей Васильев. А уж с наступлением перестройки призы различных калибров (на WPP принята довольно затейливая классификация поощрений, учитывающая оттенки репортерского жанра и предлагающая трехступенчатую иерархию победителей в каждой номинации) посыпались словно из рога изобилия...

Словом, история нашего представительства на конкурсе выглядит долгой и вполне славной.

Мысль об устройстве выставки такого рода пришла в голову людям из культурного проекта «Русс Пресс Фото» под руководством Василия Прудникова. В результате подробных исследований вопроса и работы с архивами образовалась экспозиция, где демонстрируются 140 фотографий от 89 авторов. Выпущен и альбом аналогичного содержания, его презентация пройдет в рамках выставки. Можно сказать, что «никто не забыт и ничто не забыто», хотя кое-какие серии представлены не целиком, а фрагментами или единичными кадрами.

Зато список отечественных лауреатов WPP, включая «бронзовых» призеров и обладателей поощрительных премий, составлен с максимальной полнотой.

Из наших фотографов амстердамских лавров больше всех снискал Владимир Вяткин, получавших призы шесть раз. Соответственно, его работы встречаются в экспозиции чаще других. А сейчас на гребне конкурсного успеха пребывает Юрий Козырев, в частности он стал обладателем Гран-при 2008 года в номинации «Портреты» за съемку в Багдаде. Надо заметить, впрочем, что произведения лауреатов последних лет заинтересованной публике хорошо знакомы: уже пять раз итоговые выставки World Press Photo гастролировали в Москве и Петербурге.

Более удаленная история знакома современникам куда хуже.

Иной раз наталкиваешься на совершенно хрестоматийные кадры советской эпохи – скажем, на знаменитую «Сельскую баню» Сергея Васильева или на снимок «Товарищ Лучо снова с нами!» Владимира Мусаэльяна (это где Брежнев встречает в Кремле Луиса Корвалана), – и вдруг узнаешь, что речь идет о призерах WPP. Не принято было при коммунистах рекламировать лауреатов этого конкурса... А в 90-е годы наше население само не слишком интересовалось новостями из Амстердама: не до того было. Лишь сейчас появилась уникальная возможность всю эту полупропущенную призовую хронику восстановить – и задним числом погордиться.