Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Победителем «Артдокфеста» стал фильм «Милана» Мадины Мустафиной
Победителем «Артдокфеста» стал фильм «Милана» Мадины Мустафиной
artdoc.livejournal.com

Кино вне игры

Фестиваль «Артдокфест» подвел итоги

Ксения Рождественская

Фестиваль неигрового кино «Артдокфест» в Москве подвел итоги работы и раздал награды. Главный приз получила дебютантка Мадина Мустафина за фильм «Милана» - нежное кино о девочке-бомжихе и ее родителях-алкоголиках. Кроме того, на фестивале прошло вручение национальной премии «Лавр».

Фестиваль «Артдокфест» неизменно собирает и показывает самые интересные фильмы года. Трехлетней давности «Следующее воскресение» Олега Морозова, двухлетней – «Саня и Воробей» Андрея Грязева и «Революция, которой не было» Алены Полуниной, прошлогодние «Outro» Юлии Панасенко и «Зимовка» Ольги Стефановой — только неигровое кино сегодня может вызвать такие сильные эмоции – такую глупую радость и такую черную тоску.

В этом году даже самые верные зрители «Артдокфеста» иногда отвлекались от фестиваля, участвовали в другом, реальном кино – на московских площадях. Поствыборное бурление, как ни странно, заставило иначе посмотреть на многие фильмы конкурса. «Другой Челси. История из Донецка» Якоба Пройсса стала рассказом о том, как партийные функционеры теряют связь с реальностью. «Когда жизнь была другой» Юрия Бурака оказалась детективной историей о потерянном советском счастье, когда все были вместе и чувствовали свою нужность. В фильме «Горький вкус свободы. Анна Политковская» Марины Голдовской и вовсе, как выяснилось, ключевое слово не «горечь», а «свобода».

Слова Политковской о российской демократии, которая, как надеялась Анна, «выйдет на Майдан», в поствыборную московскую неделю не выглядели прекраснодушными глупостями.

Но Гран-при «Артдокфеста» получил фильм «Милана» Мадины Мустафиной, фильм не про «сейчас», а про «всегда». Маленькая Милана – бомж, живет с родителями-алкашами в лесу. Это простая и светлая – несмотря на мат, драки и водку, – жизнь,

а сама Милана – не то Маугли, не то Кристофер Робин – смотрит на копошащихся то пьяных, то похмельных родителей с любовью и умилением.

Но самое удивительное в этом жестком и нежном фильме — способность режиссера быть невидимкой для всех, кроме самой Миланы. Иногда возникает жутковатое ощущение, что камера, а вместе с ней и зритель – это воображаемые друзья Миланы, не более того.

«Когда испытываешь страсть к тому, кого снимаешь, — объясняет Мадина Мустафина, — погружаешься в экранчик камеры до такой степени, что перестаешь чувствовать свое тело, не чувствуешь уставшую правую руку с камерой, ничего нигде не чешется — существуешь только в экранчике. Когда ты не чувствуешь своего тела и своего присутствия, герой тоже не замечает тебя, а когда не хочешь того, кого снимаешь, впасть в экранчик не удается».

Двадцатидвухлетней дебютантке достался и приз «Новой газеты» за лучший дебют – полмиллиона рублей. Фильм-победитель уже показан по телеканалу «24ДОК», накануне фестиваля прошедшему переформатирование. Правда, весь мат был «запикан», так что получилась совершенно другая картина – но и она пропищала детскую правду о сегодняшнем дне.

Приз за лучший полнометражный фильм получил Владимир Козлов за комедию российского абсурда «Гагаринленд», специальный приз достался фильму «900 дней» Йессики Гортер о блокаде Ленинграда, а диплом «Артдокфеста» получил Влад Резниченко за историю романтика в равнодушной провинции «Остановите поезд (Все будет зашибись)».

На закрытии «Артдокфеста» по уже сложившейся традиции объявили и лауреатов национальной премии «Лавр» профессиональной награды в области неигрового и телевизионного кино. Александра Сокурова наградили «Лавровой ветвью» за вклад в кинолетопись.

Приз за лучшую картину достался чукотской саге Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне».

Это очень красивое (именно так представил его перед внеконкурсным показом глава оргкомитета фестиваля Виталий Манский) кино о семействе чукотских оленеводов и 72-летнем предводителе клана. Фильм, может быть, излишне литературный – он разбит на «главы», закадровый текст об «оленных людях», начитанный актером Алексеем Петренко, предельно серьезен. В финале эта суровая этнографическая поэма полностью уходит от неигрового кино, поворачивая время вспять самым простым телевизионным способом: при помощи монтажной склейки. Сам Алексей Вахрушев видит в Вуквукае героя эпического масштаба, чукотского короля Лира, героя, «который способен на самостояние. Ведь Вуквукай противостоит разрушению своего мира… Потому у фильма такое построение и такой финал с поворотом времени вспять, когда Вуквукай «воскрешает» свой начавший исчезать мир. Разве это не актуально: сохранить от распада все, что тебе дорого?»

Приз имени Андрея Разбаша — лучшему продюсеру – «Артдокфест» отдал классику российской документалистики Марине Разбежкиной. Можно было бы вручить еще и приз «лучшему учителю», если бы таковой был предусмотрен: лауреаты «Артдокфеста» Мустафина и Резниченко – выпускники Школы документального кино, которую основала и которой руководит Разбежкина.