Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У нас сейчас момент тигра»

Интервью художественного руководителя Театра на Таганке Валерия Золотухина

Директор и художественный руководитель Театра на Таганке Валерий Золотухин рассказал «Парку культуры» о первой премьере нового сезона, духе Юрия Любимова, новой жизни труппы и своих ощущениях от кресла худрука.

В Театре на Таганке первая премьера сезона — «Венецианские близнецы» по Гольдони, поставленные итальянским режиссером Паоло Ланди в духе комедия дель арте. Нынешний год стал для Таганки, вероятно, самым драматичным за последние два десятка лет. В августе, после скандала на гастролях в Чехии, театр покинул его бессменный руководитель и идеолог Юрий Любимов, а на его место заступает временный худрук — актер Валерий Золотухин. Спектакль Ланди станет первой из четырех премьер, намеченных на нынешний сезон новым руководством, — пермский постановщик Сергей Федотов выпустит «Калеку с Инишмаана» современного драматурга Мартина Макдонаха, актриса и режиссер Рената Сатириади — шекспировскую «Двенадцатую ночь» на Малой сцене, а польский мастер Кшиштоф Занусси — «Король умирает» Ионеско. «Парк культуры» побеседовал с Валерием Золотухиным о премьере и новой жизни театра.

— Валерий Сергеевич, какие ощущения от премьеры?

— Я вам сейчас зачитаю эсэмэску от зрителя (надевает очки, читает): «Театр жив! Спасибо вам за этот праздник». Для меня это тоже праздник — первый спектакль, очень ответственный. Потому что наш театр никогда так не работал — мы сделали премьеру всего за месяц. Ну и спектакль получился красочный — комедия дель арте, яркая, красочная, карнавальная постановка, которую сделал Паоло Ланди. Мне лично этот спектакль напомнил первый вахтанговский театр — «Принцессу Турандот».

— Что вы имеете в виду, говоря, что никогда так не работали?

— Мне кажется, такой творческой, напряженной жизнью, как сейчас, наш театр не жил очень давно. И у нас еще премьера в январе, феврале и в марте — а это значит, что репетиции идут уже сейчас, параллельно в нескольких помещениях. И некоторым актерам надо в буквальном смысле перебегать с одной на другую. Я поставил всех на дыбы — цеха вопят, костюмеры кричат, все выбиваются из сил... Но, кажется, все рады. Есть два таких понятия в актерской энергетике: момент быка, когда происходит набор энергии, и момент тигра, когда происходит бросок. Вот у нас сейчас момент тигра. С таким КПД Таганка еще никогда не работала.

— В чем причина этого воодушевления?

— Ну, во многом в том, что просто стало нужно играть. Не бить чечетку, не показывать номера, а именно играть. Это же комедия дель арте, особая игровая среда. Мы же глубоко засели в своем психологическом театре — молимся на него, а играть-то разучились. И вдруг Ланди задает такие условия, в которых актеры даже сами не понимают, на что они вдруг способны. Он превратил актеров в детей. Они все у него на сцене — дети. Я очень рад, что «Венецианские близнецы» дали возможность и мне, и труппе увидеть свой потенциал, показать себе, на что мы способны.

— Говорили, что были и недовольные, — культурные власти Москвы даже упоминали об этом.

— Культурные власти же потом это опровергали и оправдывались. Нет, на самом деле в любом большом предприятии всегда бывают недовольные — кого-то я поставил во второй состав вместо первого, кому-то не хватило внимания режиссера к его идеям. У Ланди к первой репетиции надо было знать текст, а некоторые еще долго ходили с листочками. Я много играю и ставлю в разных городах, а ребята немного не привыкли к этому. Но это, как бы сказать, нормальная для театра ситуация, здесь нет конфликта.
А взаимоотношения с коллективом всегда непростые. Когда начинается демократия, возникает множество вариантов: давайте так, давайте этак. Поэтому вожжи надо держать крепко.

— В вашей афише нынешнего сезона помимо российских режиссеров еще и два заметных иностранных театральных имени — Ланди и Кшиштоф Занусси. Берете курс на европейский театр?

— А мы сейчас и есть европейский театр — в том, что касается практической части. По премьере в месяц — притом, что раньше здесь одна премьера делалась в течение года. Ланди приехал к нам на пять недель — это международный стандарт для приглашенных иностранных режиссеров — со своей бригадой, куда входили осветители, специалисты по маскам, по движению и другие службы. И мы сделали «Венецианских близнецов» — мы сделали этот спектакль.

А что касается нового курса (улыбается)... Я вам скажу, как было дело. В августе происходят чрезвычайные события: ситуация внезапная, Любимов подает заявление, его отпуск. Мне достается целый ворох проблем — какие-то черные договора, нарушения законодательства... И самое главное — 15 сентября мне надо было сказать труппе, что именно мы будем репетировать. Плюс деньги на эти самые спектакли, про которые я еще ничего не знаю, должны быть запрошены весной, а 29 октября — поданы все окончательные финансовые документы. Скажу вам честно, нам очень сильно помогли и департамент по культуре, и Союз театральных деятелей — именно они помогли найти режиссеров, которые будут у нас работать в этот сезон: предоставили нам полтора десятка имен, которым мы могли уже что-то предлагать. И в данном конкретном случае нам, конечно, страшно повезло, что у Паоло Ланди и его команды оказался свободный кусок времени. Департамент по культуре пошел нам навстречу, правительство Москвы выделило финансирование. Так что сами судите, есть ли здесь какой-то «новый курс».

— Ставите ли вы задачей сохранить преемственность курса, проложенного Любимовым?

— Хочу сразу прояснить — никто не собирается выгонять из театра дух Любимова, стиль Любимова. Если бы не совсем уже невозможные, чрезвычайные происшествия летом и реакция людей на них, Любимов бы еще руководил театром. В среде интеллигенции очень распространено мнение, мол, Юрия Петровича выгнали из театра. Да боже упаси, кто бы слово сказал, если бы не... Терпели — и еще бы терпели много лет. Если бы не оскорбительные выпады... со стороны семьи, скажем так.

Больше того, скажу: наша задача — сохранить его репертуар. Мы не будем играть больше «Венецианских близнецов», чтобы меньше играть «Мастера и Маргариту». Здесь голосует зритель, и его избирательный участок — касса. Я вам скажу еще и с чисто прагматических позиций — ни один здравый руководитель не снимет спектакль «Марат Сад» или того же «Мастера»: на них же люди ходят. Но времена идут и меняются, и если «Близнецы» или «Калека с Инишмаана» будут собирать кассу — то будет им зеленый свет.

Те два спектакля, которые были сняты в нынешнем сезоне, «Сказки» и «Замок», были сняты исключительно по техническим причинам: батуты устарели, техника безопасности не была соблюдена. Охрана труда всегда запрещала играть, но раньше это игнорировалось и скрывалось. Но я на себя такую ответственность брать не буду.

А возвращаясь к духу и стилю Любимова, то я вам скажу, что у нас на каждом спектакле есть «наблюдатель» — актер, который смотрит за выполнением режиссерских решений. Есть такие наблюдатели и у спектаклей Любимова, и никто не вправе снимать с них эти полномочия.

Другое дело, что зритель, который пришел в Театр на Таганке и увидел комедию дель арте, — он удивится, наверное, такой смене декораций.

— Вы были назначены временным художественным руководителем. После первой премьеры уже почувствовали себя худруком?

— Как раз сейчас — самый неудачный момент для такого вопроса. Мы только что с пылу с жару выпустили эту первую премьеру. Сделаем еще три — и когда сядем подводить итоги, тогда и подумаем. Со мной заключили договор до 15 октября 2011-го, после совещания в департаменте культуры мне продлили мои временные полномочия на год. Это будет испытательный сезон — для всего и всех. И для труппы, и для бухгалтерии, и для меня. Я же артист, прежде всего. Сезон покажет, в общем. Корабль только-только пустился в плавание.

За одно только я бы себе поаплодировал — я шестым чувством понял, что надо отменять гастроли, вычислил режиссера и провел премьеру. И вчера я понял, что моя интуиция меня не подвела.

Я знаю, что критика будет против нас. Что нас будут постоянно сравнивать, говорить о том, где мы ошиблись, где не соответствуем уровню. Паоло Ланди мне сказал: «Вы знаете, Валерий, что бы вы ни делали, вас все равно расстреляют».

Новости и материалы
Войска РФ уничтожили склады боеприпасов ВСУ
Доллару пророчат постепенный рост к декабрю этого года
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Все новости