Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Красивая и решительная

В прокат выходит фильм «Марина Абрамович. В присутствии художника»

В прокат выходит фильм «Марина Абрамович. В присутствии художника» — документальная лента о трудовом подвиге классика искусства перформанса в стенах знаменитого музея МоМA.

Ей 64 года. Она расчесывала волосы частым гребнем, до боли, приговаривая, как шаман: художник должен быть прекрасен, художник должен быть прекрасен. Она существовала несколько суток в трех открытых боксах на глазах у публики. Она заставляла себя долго, очень долго смотреть в глаза своему партнеру, а специально призванные научные сотрудники в это время снимали с обоих энцефалограмму. Она сидела обнаженная на стене на высоте трех метров на велосипедном седле. Еще раньше она и ее партнер по жизни и искусству Улай устраивали перформанс «Свободные отношения» — шли навстречу друг другу, сталкивались, падали, представляя, таким образом, метафору травм, взаимно наносимых друг другу близкими людьми.

Еще они делали опасные трюки – Улай натягивал лук с боевой стрелой, смотрящей ей в сердце; это было упражнение не только на доверие, но и на выносливость – если бы у него дрогнула рука, художница бы погибла.

Фильм Мэтью Айкерса носит то же название, что и ретроспектива художницы, впервые показанная в нью-йоркском МоМA и гастролировавшая затем по всему миру; в январе этого года её можно было увидеть и в Москве. На тех, кто не успел посмотреть экспозицию в «Гараже», нынешняя картина, должно быть, произведет огромное впечатление. Но, быть может, еще большее – на тех, кто на ней побывать успел, кто протискивался через два близкостоящих обнаженных тела при входе и наблюдал «реперформансы» Абрамович в исполнении добровольцев и документацию акций, которые устраивала сама Марина последние тридцать с лишним лет.

В фильме эта ретроспектива показана с другой стороны – во всех смыслах слова: камера фиксирует не столько сами перформансы, сколько подготовку к ним.

Вот Абрамович готовит американских волонтеров, обучая их почти йогическим практикам внутренней остановки и душевной тишины. А вот сидит в фургончике, в котором несколько десятилетий назад колесила с Улаем по Европе, проводя перформансы чуть ли не на городских площадях; увлекательный рассказ черноволосой красавицы (да-да, в свои 64 Абрамович выглядит обворожительно) вдруг без остановки начинает идти сквозь слезы – художница не в силах держать себя в руках, рассказывая о лучших, по ее словам, годах жизни. Собственно, даже и не пытается: «Вы себе не представляете – я в дороге, с любимым делом и любимым мужчиной, и весь мир принадлежит нам», — говорит она и вытирает слезы.

Как и положено серьезному кино, здесь есть романтическая линия. Знаменитый перформанс, в ходе которого Абрамович и Улай решили обозначить свое расставание походом навстречу друг другу по Великой китайской стене, подается современными арт-критиками чуть ли не как торжественный марш. В фильме нам покажут чуть больше – как после встречи оба художника не могут сдержать слез.

Пафос тут же снижается самой Абрамович – она рассказывает о причинах, побудивших пару к расставанию, которые оказываются более чем прозаическими.

Добрая половина фильма посвящена одному-единственному – главному – перформансу, давшему название ретроспективе и фильму, и подготовке к нему. А подготовиться пришлось, ведь он заключался в том, что Абрамович, сидя на стуле в атриуме, по десять часов в день смотрела в глаза любому, кто садился на стул напротив.

Выставка, проходящая в присутствии художника; искусство, творящееся здесь и сейчас не как результат, а как процесс.

На кого-то оно действует не то катартически, не то разрушающе – перед нами проходит целая галерея людей, у которых не на шутку увлажняются глаза от воздействия харизмы художницы. Есть и такие, кто пытается сотворчествовать, забыв, что специальные предупреждения просят этого не делать; их выводит охрана или они удаляются сами, оставляя тем не менее ощущение непосредственности, ультрадокументального театра искусства, происходящего в данный момент. Абрамович, кстати, до поры не ведает, что для того, чтобы посидеть с классиком и посоучаствовать в его перформансе, арт-молодежь ночует прямо у стен МоМA; многие приехали с другого конца света, только чтобы оказаться на заветном стуле.

Есть в этой части и смешная сцена, где готовящаяся к вышеописанному самоистязанию Абрамович демонстрирует начальству музея пластиковый контейнер, легко засовывающийся под сидение, в котором предусмотрительно прорезано отверстие. «Мужчинам не понять особенностей женской анатомии», — смеется художница. Есть и повторное вторжение любовной линии – вместо одного из посетителей к Марине садится Улай, и она, расчувствовавшись, протягивает к нему руки.

Как и положено документалисту, Мэтью Айкерс «умер» за камерой,

полностью растворился в своем персонаже, не пытаясь трактовать, оригинальничать и строить концепции на тему современного искусства вообще и Абрамович в частности. Что же заставило аплодировать этой документальной ленте сначала фестивальный Берлин, потом Канн, а теперь и ММКФ?

Айкерсу с его дотошностью, чувством монтажного ритма и заходами в романтику удалось разрушить важнейший миф – что актуальное искусство не работает без экспликации, подписи, предпосланного описания, концепции.

В его фильме от творящегося, совершающегося прямо на твоих глазах захватывает дух,

как в детстве, когда ребенком первый раз смотришь кино; именно такое ощущение первобытной радости от соприкосновения с искусством роднит эти два искусства в случае с документальной картиной. И если на выставке все ее перформансы зритель воспринимает умозрением, головой (во многом такое восприятие – защитная реакция на обилие голых тел в выставочном пространстве), то, проведенный Айкерсом за кулисы жизни великой художницы, в этом фильме начинает воспринимать ее искусство сердцем.

Впрочем, на самом деле источник этого захватывающего ощущения – сама Абрамович, и фильм об этом благоговейно свидетельствует. Как говорит бывший возлюбленный Абрамович, директор МоМA Клаус Бизенбах: «Я ходил и думал: эта женщина влюблена в меня. А потом вдруг понял, все это не только во мне: вместе со мной она влюблена в весь мир».

Новости и материалы
Доллару пророчат постепенный рост к декабрю этого года
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Все новости