Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Арт и дизайн

Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
Проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света».
Проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
Проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света».
Проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
  • Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
  • Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
  • Проект арт-дуэта Electroboutique «Реквием. Прощальная выставка».
  • Проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света».
  • Проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света».
  • Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
  • Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
  • Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
  • Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
  • Скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».
1 10

Гражданская оборона от наваждений

Московский Мультимедиа Арт Музей открывает сезон пятью выставками

Велимир Мойст

Московский Мультимедиа Арт Музей открыл на этой неделе сразу пять новых выставок. Среди них – прощальный показ произведений дуэта Electroboutique, проект Давида Тер-Оганьяна «Скорость света» и новая скульптурная инсталляция Гриши Брускина «Время Ч».

Вслед за галереями, норовящими поменять коммерческий статус на какой-нибудь более удобный, начинают задумываться о ребрендинге и художники. Пример остальным решил подать арт-дуэт Electroboutique: Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин заявили о прекращении своей творческой деятельности в прежнем виде и о создании фонда поддержки современного искусства. Что будет представлять собой новая институция, пока точно неизвестно, но с прежней жизнью вроде бы покончено:

в Мультимедиа Арт Музее дуэт демонстрирует проект под названием «Реквием. Прощальная выставка».

Здесь фигурируют избранные работы последних лет – основанные преимущественно на принципах виртуальности и интерактивности, которые можно считать признаками фирменного стиля почившего «Электробутика».

Опусы эти уже знакомы завсегдатаям выставок современного искусства: в экспозиции можно обнаружить и объект, именуемый «3G International», – парафраз татлинского памятника III Интернационалу с иронической антиглобалистской подоплекой, и «Большую зеленую голову» в виде противогаза, вовлекающую зрителя в «зазеркальное» путешествие,

и крестообразное табло с расписанием вылетов – то ли действительно в Стокгольм и Чикаго, то ли в никуда.

Концепция, исповедуемая Чернышевым и Шульгиным на протяжении семи лет существования «Электробутика», всегда предполагала некое аттракционное начало, создание гаджетов с парадоксальными, порой абсурдными функциями. Дуэту не откажешь в продуцировании индивидуальной, узнаваемой манеры и в последовательной работе с сегодняшними технологиями. Если и есть на нашей арт-сцене другие авторы со сходными творческими принципами, то широкой публике о них пока неизвестно. Заполнить освободившуюся нишу вроде бы некому – разве что новоиспеченный фонд займется воспитанием кадров. Не исключено, впрочем, что заявление об отставке, исходящее от «Электробутика», на практике не приведет к реальному окончанию их художественной карьеры.

А вот Давид Тер-Оганьян, сын скандально известного акциониста Авдея Тер-Оганьяна, похоже, сворачивать свою авторскую деятельность в ближайшее время не намерен. Его карьера сейчас на подъеме: например, в прошлом году он стал победителем международного конкурса Henkel Art Award. Из категории «молодой художник» Давид планомерно перемещается в разряд мэтров. Очередной шаг на этом пути – нынешняя выставка «Скорость света», еще не ретроспектива, но уже и не текущий эпизод. Здесь собраны несколько типологических проектов, каждый из которых представляет одну из граней персонального творчества. В частности, как и «Электробутик», Давид Тер-Оганьян не чурается интерактивности:

на стене можно увидеть теневые проекции посетителей выставки, что подразумевает участие публики в ежеминутном формировании новых произведений искусства.

Еще одна интерактивная придумка – компьютерная игра Zlotnikov Unreal, трэшевая пародия на «сигнальную систему» знаменитого абстракциониста Юрия Злотникова. Надо заметить, что Тер-Оганьяну вообще свойственно стремление постебаться над высоколобостью. Скажем, серия беспредметных принтов, будто бы содержащих и эмоцию, и таинственный месседж, в действительности всего лишь фиксирует следы фотовспышки на листах цветной бумаги.

Если Давид Тер-Оганьян к положению мэтра пока только присматривается, то Гриша Брускин в этом качестве значится давным-давно.

Слава пришла к нему еще в 1988 году, когда на знаменитом московском аукционе Sotheby's его картина «Фундаментальный лексикон» была продана за миллион долларов.

Правда, не все герои перестроечного бума смогли удержаться на гребне волны и сохранить хороший творческий тонус. Брускин смог. Он регулярно представляет публике большие, развернутые, многодельные проекты, требующие длительной подготовки, – вспомнить хотя бы серию расписных фарфоровых тарелок под названием «Азбука».

В ней ключевую роль играли сюжеты из советских плакатов по гражданской обороне – и они же лежат в основе скульптурных композиций из нынешнего «Времени Ч».

Разумеется, речь не идет о прямом переносе советской эстетики в постконцептуальные статуэтки. Автор лишь отталкивается от дебильноватых картинок про оказание первой помощи и про действия населения в экстремальных ситуациях. Из этих обрывочных мотивов Брускин выстраивает апокалиптического толка фантасмагорию, населенную множеством зловещих символов. Несколько десятков бронзовых скульптур, выкрашенных белой эмалью, демонстрируются в полутемном зале с фокусной подсветкой, поэтому целесообразно говорить именно об инсталляции, а не о выставке серии инсталляций.

Сам художник главной темой своего нового произведения называет «миф о враге во всех его ипостасях». Поначалу можно подумать, что истоки этого мифа Брускин видит исключительно в пропагандистских клише, поскольку именно на них держатся многие структурные решения. Однако, присмотревшись, приходишь к выводу, что не идеологией единой питается вражда. Автор включил в инсталляцию и зооморфных монстров, и библейских персонажей (например, одна из скульптур изображает борьбу Иакова с ангелом), и скрытые цитаты из мирового искусства.

Суммарное зрелище получается крайне аллегорическим и многозначительным. По замаху «Время Ч» напоминает инсталляции братьев Чепменов, склонных к масштабным и метафорическим иллюстрациям кризиса цивилизации. Но даже и без сравнений с другими художниками ощутимо, что Гриша Брускин стремится подкрепить статус живого классика не дежурными перелицовками своих прежних достижений, а их мощным развитием и продолжением.