Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Женовач полез в бутылку

В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача прошла премьера спектакля «Москва--Петушки»

«Студия театрального искусства» Сергея Женовача показала премьеру «Москва--Петушки» по поэме Венедикта Ерофеева — самого необычного своего спектакля, еще недавно в афише этого театра просто немыслимого.

Намерение Женовача ставить «Москву--Петушки» одних повергло в шок, других – в восторг, но всех в равной степени удивило. «Студия театрального искусства» (СТИ) с момента своего создания занималась только классикой, выпуская спектакли демонстративно старомодные и традиционные; актеры всегда ходили в элегантных костюмах под XIX век (за исключением «Реки Потудань» по Андрею Платонову), изъяснялись красивым языком и обживали стильные декорации Александра Боровского.

От дня сегодняшнего спектакли СТИ как будто отделяет непроницаемая стена, и этот театр кажется принадлежащим прошлым столетиям больше, чем нынешнему. Когда аскетический и суховатый язык Студии был в новинку, все им восхищались, вокруг Сергея Женовача, а затем и его театра быстро вырос целый культ театроведов и просвещенных театралов. Однако постепенно от этого сочетания сухости со старомодностью в его спектаклях стали уставать. Каждая следующая работа студии оказывалась похожа на предыдущую, одни и те же актеры выходили в почти неотличимых друг от друга ролях, оставались незыблемы и смыслы:

любите своих ближних, живите по правде, не грешите, и будет вам счастие.

В итоге теперь даже самые истовые поклонники театра начали признавать, что он приближается к кризису, и дальнейшее движение в избранном направлении ничего хорошего не сулит. Поэтому решение ставить Ерофеева вполне объяснимо: кажется, режиссер сам почувствовал, что СТИ необходима встряска. Женовач лишь во второй раз в жизни поставил спектакль, действие которого происходит позже середины XX века, и вообще впервые обратился к произведению, где звучит ненормативная лексика. Результат получился сложным и неоднозначным – и все же это смелая и осознанная попытка режиссера измениться. Теперь к Женовачу можно предъявлять разные претензии,

но никто уже не посмеет сказать, что его театр стоит на месте и закрыт для всего нового.

Когда спектакль начинается, зрителям вообще сложно поверить, что они пришли в «Студию театрального искусства». Кирпичные стены по периметру площадки на этот раз вдруг выкрашены в «кремлевский» цвет, а сцена скрывается за ярко-красным бархатистым занавесом а-ля советский ДК. В зале же свисает с потолка гигантская люстра, сделанная совсем не из хрусталя, а из пустых бутылок известного происхождения. При ее свете Веничка (Алексей Вертков), в бабочке и пиджаке похожий на конферансье, внезапно появляется между рядов, оказываясь как бы одним из нас.

Сжимая в руке чемодан, он окидывает хмурым взглядом зрителей и начинает изобличать всех и вся: люстру (может упасть на голову), Кремль (до него никак не дойти), херес (нигде его с утра не купишь). На первый взгляд ерофеевский герой кажется у Женовача нытиком-неврастеником, жалующимся на жизнь и враждебно воспринимающим мир.

Зрители его пугаются и безропотно подчиняются, когда он требует, чтобы все встали и почтили минутой молчания два безалкогольных часа.

Впрочем, лед довольно быстро тает, и Веничка преображается в весельчака-балагура, дружащего с залом и сыплющего хлесткими репризами с авансцены. Вертков легко завоевывает расположение зрителей, существуя с ними наравне. Неудивительно, что, когда его герой дает рецепты коктейлей (на каждом кресле лежат листочки с карандашами для желающих записать их), анонимный коллега-алкоголик из задних рядов кричит ему: «Не спешите, пожалуйста!», дабы не упустить деталей. Кстати,

в интернете спектаклю предпослано «видеоприглашение», на котором Веничка дает целый мастер-класс по приготовлению хитроумных сочетаний одеколонов и прочих алкосодержащих продуктов, смешивая их прямо на глазах и в итоге почти теряя здравый ум с трезвой памятью.

Такой ролик – еще один ход, для СТИ неожиданный и беспрецедентный.

Самоирония Женовача в «Москве--Петушках» достигает порой космических размеров. Так, сопутствующие Веничке ангелы Господни здесь – две милые кудрявые девушки, которые выбегают ему навстречу из зала. Вроде бы вполне привычные такие ангелочки – да только вместо крыльев у них фирменные белые комбинезоны с большими надписями «СТИ».

Женовач высмеивает сразу и те нежно-слащавые образы, с которыми у многих ассоциируется его театр, и популярное мнение о чуть ли не мессианской роли его труппы.

Оказывается, что единственное спасение, которое могут дать небесные посланницы в спектакле режиссера-моралиста, – это подсчитать, сколько героем было потрачено на вожделенные бутылки.

Кульминация первого действия – эпизод до сих пор небывалой в СТИ эротической силы.

Девушка-баллада Марии Курденевич, вся в белом, кормит Веничку с рук малосольными огурцами, а затем обвивает его голыми ногами, ухитряясь движениями ступней гладить его по голове, трепать по подбородку и даже дать едва ощутимую пощечину.

Они садятся друг против друга, сплетают ноги – и со сцены веет такой мощной молодой энергией, какую в спектаклях этого театра едва ли можно было ощутить со времён того, как его актеры перестали быть студентами. Приученные своим мэтром сдерживать эмоции и даже в самые веселые моменты сохранять серьезность, впервые за долгое время они получили возможность раскрепоститься.

К сожалению, этого настроя не хватает на весь спектакль — в начале второго акта постановка начинает провисать. Веничка, уже никак не меняющийся, уходит в тень, когда вступает в диалоги с другими героями — а они здесь оказываются слишком блеклыми, чтобы привлечь внимание. Женовач, раньше во всех работах студии делавший ставку на сплоченный ансамбль, впервые полностью выстраивает действие вокруг одного актера – и остальные неизбежно теряются на его фоне.

Но это не единственная проблема. После долгого перерыва Женовач наконец пытается говорить на современном языке – и пользуется средствами, которые избирали для этой цели лет пятнадцать назад, потому что другими он пока не владеет. Когда одна очень заезженная мелодия, хоть и в интересной аранжировке, звучит в первый раз, думаешь, что это шутка; когда же она повторяется и в трагический момент, выясняется – все-таки нет. Когда актер пятый раз подряд появляется из зрительного зала, это начинает надоедать. Веничка надолго уходит на авансцену читать монологи – и его собеседники остаются сидеть без движения 5, 10, 15 минут. Ритм ломается, и даже прекрасный текст не спасает.

Главная же беда приключается с финалом. Вертков, актер страстный, резкий и нервный, с чуть сухощавым лицом и глазами обездоленного мечтателя, вроде бы идеально подходит на роль Венички. Но в выстроенной спектаклем системе координат он не успевает развернуться;

у героя просто нет возможности вырасти до ерофеевского масштаба, из несчастного забулдыги стать поэтом, сотворившим собственную планету.

Поэтому в конце перепад из веселья в отчаянье слишком резок и непонятен. Когда гаснет свет и голос Венички раздается из темноты под тревожное дребезжание люстры, ужас возникает скорее физический, чем метафизический. Затем нагнетается морок, взмывает висящий сзади белый кружевной занавес, и за ним обнаруживается грозная кремлевская стена. В красном свете толпятся перед ней актеры, снова и снова звучат куранты, беспорядочно отсчитывая остановившееся время. Веничка, уже убитый, в последний раз выходит вперед и говорит зрителям свои слова, сдавленно и потерянно. И хотя мизансцена сочинена лихо, из всего ей предшествующего она никак не вытекает.

Похожие несоответствия были и в прошлом спектакле Женовача, «Брате Иване Федоровиче».

Возникает ощущение, что лучшие актеры студии уже переросли его постановки, стремящиеся к школьной простоте смыслов.

Они попадают в положение ребят, которые уже закончили институт, а их упорно продолжают каждый день водить в одиннадцатый класс. В «Москве--Петушках» некоторые из них получили новую степень актерской свободы. Но чтобы двигаться дальше, Женовачу необходимо больше глубины и нужна способность говорить на языке, адекватном времени, и речь совсем не о голых ногах или видеоарте.

«Москва--Петушки» вполне может провалиться – и среди зрителей, и среди критиков. Для некоторых фанатов «Студии театрального искусства» спектакль покажется чересчур радикальным и расстроит отходом от давно заявленных Женовачом принципов. Для тех же, кто ратует за современный театр, он будет выглядеть устаревшим. В такой ситуации важно, чтобы театр и его руководитель не испугались, остановившись на полпути какой-то новой дороги, которую они вместе явно нащупали.

Новости и материалы
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Все новости