Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Пробуешь измениться, а тебе говорят: «Лучше развлекай!»

Интервью Евгения Писарева, руководителя Театра им. Пушкина

Руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев рассказал о новом сезоне в своем театре, Ходорковском, Pussy Riot, хороших комедиях и своем желании попрощаться с ними.

19 сентября Театр имени Пушкина открывает свой третий сезон с новым художественным руководителем. Евгений Писарев, когда-то ведущий актёр театра, ушедший в режиссуру, кажется, единственный режиссёр своего поколения, до недавнего времени специализировавшийся на качественных комедиях и верящий в необходимость театра-праздника. «Газете.Ru» Писарев рассказал о новой концепции Театра Пушкина, отношении к переменам в собственной судьбе и культурной политике Москвы и о том, что общего в делах Ходорковского и Pussy Riot.

— Начинается ваш третий сезон на посту худрука Театра Пушкина — наверно, уже можно подвести какие-то итоги. Как вы оцениваете эти два года? Что получилось, что нет, что хотелось бы делать дальше?

— Я бы не подводил никаких итогов, потому что, как мне кажется, я только с этого сезона в полной мере начинаю отвечать за всё происходящее. Изменён устав театра, вводится единоначалие, и я становлюсь худруком-директором. Я не стремлюсь с утра до ночи подписывать счета, дело тут не в этом, а в том, что пока Театр Пушкина является местом, где эта мера необходима. Он слишком долго жил в спячке, был таким уголком провинции в центре Москвы. И я поставил один спектакль, второй, третий, все эти спектакли, как мне кажется, отличаются по способу, манере и качеству исполнения от того, что здесь было раньше. Но, тем не менее, у меня оставалось ощущение, что я выпускаю новые конфеты и заворачиваю их в старые обёртки. А многие выпускают старые конфеты, но в новых обёртках, и у них бизнес идёт лучше. И поэтому я становлюсь директором, чтобы смелее и энергичней произвести перемены в области позиционирования театра. Я понял, что могу сколько угодно быть худруком и ставить спектакль за спектаклем, но общего ощущения от театра это не изменит.

Все самые сильные и лучшие худруки, когда приходили, в первую очередь создавали бренд. Зрители идут в театр «Ленком», где, может быть, давно уже никакого «Ленкома» и нет… Камень не брошу, потому что понятно, в силу каких причин, да и вообще это изношенность любого организма, но суть здесь в том, что люди могут не помнить, на каком спектакле они были, при этом точно зная: «Мы ходили в Ленком». Или «Современник», «Таганка» — работают бренды. А Театра Пушкина нет. Есть спектакли — хорошие, плохие, средние.

Моя задача теперь — интеграция театра в город, в страну. Другой формат существования, с дневными возможностями посещения. Гастрольная деятельность, новый сайт и способ общения со зрителями. Вот мы социсследование провели — откуда вы узнаёте о спектаклях, где покупаете билеты. И оказалось, что большинство берёт информацию из интернета. А социальные сети у нас почти на нуле. Именно поэтому я в этом сезоне ни одного спектакля ставить не буду, а переключаюсь на работу худрука-директора.

— В таком случае сразу возникает вопрос: насколько вам обидно сейчас уходить из режиссуры, пусть и ненадолго?

— Мне это не обидно, и скажу вам почему. Потому что я как режиссёр нахожусь в некотором кризисе. Я не очень знаю, что, как и зачем мне дальше делать. Последний спектакль, который я выпустил, сейчас состоится его официальная премьера, — «Таланты и покойники» по Марку Твену — я совершенно не кокетничая сказал, что им я прощаюсь с направлением, которым я активно и весьма успешно занимался много лет. Это комедийная, часто чересчур яркая форма существования. Те мои спектакли, которые наиболее востребованы, — «Одолжите тенора!» в Театре Пушкина, «Примадонны» и «Конёк-горбунок» в МХТ. И в этой премьере я даже не боюсь цитировать себя из разных спектаклей, потому что это прощание с молодостью и с прекрасным, беззаботным, отвлекающим театром. Это не значит, что я ничего больше не буду делать в таком роде. Но это некая точка: для себя как режиссёра я могу подвести итог. Теперь я беру некую паузу, таймаут, чтобы понять, что делать. Двигаться ли дальше по этому пути, на каком-то новом уровне, или повернуть куда-то в сторону.

— В одном из ваших старых интервью вы говорили, что у вашего зрителя уже диабет, а вы ему опять и опять пирожные предлагаете. То есть таких сверхсладких пирожных больше не будет?

— Я не знаю… Дело в том, что я сам очень люблю сладкое. Но приходит какой-то возраст, когда нужно переходить на какую-то более диетическую пищу. Вообще это была шутка про пирожные, потому что никто ими не наелся, а все диабетики страшно хотят сладкого. Посмотрим… Когда-то я сам испытывал нужду, как зритель, в комедии. Мне казалось, что это как-то разучились делать, никто так не разговаривает и не мыслит, а если это происходит, то только на ужасном антрепризном уровне. Мне хотелось делать театр, который я помню в детстве и не вижу сейчас. Но теперь уже достаточно много людей научились. Тот же Кирилл Серебренников сделал несколько развлекательных, в общем-то, спектаклей: последняя премьера («Зойкина квартира» в МХТ) — почти мюзикл. Всё смешалось, поэтому не знаю. Я и сам переел сладкого. Но я умею делать такие спектакли, и почему мне тогда их не делать?.. Я всё равно не смогу так, как Богомолов. Не смогу сделать спектакль «Год, когда я не родился» (постановка Константина Богомолова в Театре Табакова, одна из самых скандальных премьер прошлого сезона. — Газета.Ru). Я не чувствую тот театр, нерв, манеру, которые чувствуют другие режиссёры. И я уверен, что точно так же многие не сумеют сделать то, что могу я. Да, у меня не всегда получается удачно. Но мне обидно, что некоторые мои попытки повернуть в сторону серьёзности никем не поддержаны — ни публикой, ни критикой. Всё время ругают за развлекательность, а пробуешь измениться — и тут же говорят: «Лучше развлекай!»

— Вы были одним из первых в новом поколении московских худруков. За вами их пришло очень много, и громкие назначения следуют одно за другим. Как вам кажется, почему этот процесс пошёл именно сейчас?

— Почему именно сейчас? Поздновато это стало происходить. Поэтому я стесняюсь, когда мне 40 лет, а все говорят: самый молодой худрук. И по-прежнему самый молодой — Карбаускис и Серебренников старше. При этом я знаю европейские государства, где в таком возрасте люди, вообще-то, уже прекращают быть худруками и переходят на другую работу. А у нас самым молодым худруком можно остаться до 60.

Именно сейчас началось, потому что уже становится понятно, что так нельзя дальше. У нас до сих пор почти никто лично, сам, в здоровом возрасте власть не передаёт. Вот Владимир Андреев сделал такой шаг, отдал Театр Ермоловой Олегу Меньшикову — и это хорошо, здорово. Но ему всё-таки уже за 80, и было бы ещё красивее, если бы он так поступил 10 лет назад. Вот решили реформировать Театр Гоголя, и мы видим, во что всё вылилось. Я переживаю и за Кирилла Серебренникова, и за труппу. Там дело зашло так далеко, что уже понятно, мира не будет. Это закончится какой-то драмой. И она случится, не только если будут уволены люди. Если Кирилл уйдёт, тоже будет драма, и гораздо более серьёзная. Это станет закрытой дверью для будущих необходимых перемен. Для молодых режиссёров, которые могли бы прийти вслед за ним.

— Вернёмся к Театру Пушкина. Расскажите, пожалуйста, подробней о планах на сезон. Если не вы будете ставить, то кто?

— На большой сцене наконец начал репетировать Юрий Бутусов. Очень долго мучились с названием, Достоевский превращался в Толстого, но наконец самый модный драматург сезона Бертольт Брехт (Миндаугас Карбаускис ставит пьесу «Господин Пунтила и его слуга Мати» в Театре Маяковского) одержал победу. Мы выкупили права на «Доброго человека из Сезуана», и он будет, может быть, у нас впервые сыгран именно в том виде, в котором написан. С музыкой Дессау, 16 музыкальных номеров, оркестр. Большой музыкальный спектакль. Будут заняты наши ведущие артисты: Александра Урсуляк (она сыграет главную роль), Александр Арсентьев, Вера Воронкова, Александр Матросов. Вообще артисты в театре хорошие очень, бесстрашные и идущие за режиссёром, что бы им ни предлагалось. На 31 января назначена премьера.

Главный же упор я бы хотел в этом сезоне сделать на филиал. Когда-то это была экспериментальная и важная для Москвы площадка, где одни из своих лучших спектаклей поставили Кирилл Серебренников, Владимир Агеев, Нина Чусова. Сегодня же это место разнопёрое и обезличенное, куда зритель перестал ходить. Хочется вернуть филиалу силу и какое-то значение, что сложно сейчас сделать, появилось очень много маленьких театров. Вот уже состоялась премьера спектакля «Чужаки», который сделал американец Адриан Джурджия по пьесе Эни Бейкер, и мне кажется, что с этой работой там какой-то творческий воздух снова возник. Михаил Дурненков сделал адаптацию текста, и он сказал, что такой интересный формат получился — слишком психологически проработанный для, например, театра «Практика», но и совсем не в духе чего-то пыльного классического.

Дальше хореограф и режиссёр Сергей Землянский поставит спектакль без слов по повести Айтматова «Материнское поле», фантазия такая, для которой текст служит только отправной точкой. 9 октября премьера. И затем почти каждые два месяца в филиале будут выходить новые спектакли, по разным произведениям, современным и нет. Анонсировать пока больше ничего не буду, но это очень для меня важная работа — изменить спектаклями подход к филиалу и его атмосферу.

— Два года назад вы сняли с репертуара спектакль Константина Богомолова «Турандот». Сейчас прошло уже два года с тех пор, и уже ясно, что для Богомолова та сыгранная всего несколько раз премьера стала началом целого нового периода, который вывел его в лидеры российского театра; его последние спектакли пользуются, кстати, большим зрительским успехом. Вы сейчас считаете, что тогда были правы?

— Я бы не говорил, правильно или нет: это было тогда единственно возможным выходом. Во-первых, тут есть и позитивный момент. Спектакль остался легендой. Через какое-то время о нём будут вспоминать, как о «Доходном месте» Захарова, тоже когда-то снятом. Дело ещё в том, что я тогда только пришёл в театр, вообще не имея влияния и власти. Резонанс шёл не на пользу театру. Были письма от «граждан простых», которых можно и не слушать, но было и давление со стороны департамента по культуре (прошлого его руководства. — «Газета.Ru»). Я предлагал тогда Константину перенести спектакль в филиал. Конечно, он был бы тогда другим, но я думаю, что если бы изначально «Турандот» вышла в филиале, то эта площадка уже тогда зажила бы интересной жизнью. Это не формат Театра Пушкина, здесь он был интересным, провокационным, но чужим. И сами артисты тоже в какой-то момент испугались. Если бы они пришли и сказали «Желаем играть!»… Но этого не было. Некоторые ко мне приходили и плакались, что им кричат «Позор!», просили их заменить. Было непросто закрыть спектакль. Это было неприятным и сложным решением. Сейчас я считаю, что это сработало на Костю и в какой-то степени ему помогло.

— Вы единственный человек, подписавший и письмо в защиту процесса над Ходорковским, и письмо в защиту Pussy Riot. Для вас между этими делами нет никакой связи?

— Вы знаете, скажу вам честно. На сегодняшний день я жалею, что подписал оба этих письма. Оба! Чем больше я читаю и смотрю по телевидению и в фейсбуке, тем больше мне кажется, что всё это пиар и искусственно созданный скандал. Я не знаю, хороший Ходорковский или плохой, и хочу иметь возможность сказать «я не знаю». Я вот всегда с иронией относился к Солженицыну, читая его интервью. Ему какой вопрос ни задашь, он всегда говорит: «Значит, так. Это туда, это сюда, это плохие, это хорошие. Что с Россией делать? Россию надо…» И так далее. Я, отвечая вам на вопросы, ловлю себя тоже на таких фразах: «Надо делать то-то и то-то». Мне кажется, люди перестали сомневаться. Все знают, где правда. Кто агенты ЦРУ, а кто купленные поп-звёзды. Это связано и с двумя этими событиями.

Я человек социально не активный, не интересующийся политической жизнью. Я не хожу на митинги. Когда я подписывал первое письмо, я вообще не имел понятия, что оно относится к Ходорковскому. И вот это предисловие — «письмо написано в связи с тем-то» — оно появилось потом перед текстом, его мне не давали. А «господа, давайте пусть судьи судят, режиссёры ставят, артисты играют, домохозяйки смотрят сериалы» — это я подписал. Впереди можно было написать всё что угодно. И дальше получилось — оказывается, я про Ходорковского.
Когда было письмо с Pussy Riot, ещё ничего не было — ни Мадонны и всего прочего, ни той истерии, которая пошла дальше. Я думал, что этим письмом всё и закончится. Но нет… Полгода все газеты пишут только об этом. Столкнули всех, кого только можно, невероятный раскол. Снова плохие и хорошие. А что делать с православными, которые не поддерживают решение суда?
Жалею, что подписал эти письма и принял участие в пиар-акциях, в задуманных кем-то социальных взрывах, которые разделяют людей на правых и неправых.

— Идеальный зритель Театра Пушкина — кто он?

— Это вот самый ужасный вопрос. Я не люблю на категории делить людей. Я просто хотел бы, чтобы это были хорошие люди. Ищущие в театре пищи не для ума, а для души. Которые не боятся смеяться и хотят смеяться, не боятся плакать и хотят сопереживать. Чтобы они проваливались в то, что происходит на сцене. Хотел бы видеть соучастников. И не важно, на какой ступеньке общества они стоят, сколько прочли книг, часто ли ходят в театр. Я больше люблю нетеатралов. Потому что есть возможность их сделать театралами. Я люблю зрителя, который следит за сюжетом и ему удивляется, даже если это сюжет «Ревизора». Не надо такого зрителя презирать. Отделяя его, мы всё делимся и делимся. А можно по одному, по два, по три через развлекательный театр привести их на что-то более серьёзное, заставляющее включаться и работать. Но вообще гораздо важнее не рассуждать о зрителе, а заниматься тем, что происходит на сцене.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости