Старая, старая легенда

На «Первом» начался показ сериала «Чкалов»

Первый канал начал показ сериала «Чкалов», основой для которого послужил советский фильм 1941 года.

Курсанты Валерий Чкалов (Евгений Дятлов) и Александр Анисимов (Андрей Мерзликин) обучаются в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя — хулиганят во время учебных полетов, пытаются попасть из пулемета в фанерную мишень с примитивного тренажера, а также с мордобоем добывают новые стаканы, которые бьет начальство после их шалостей, и положенную по пилотным нормам еду. Но их выходки начальству в конце концов надоедают, и талантливые, но недисциплинированные военлеты отправляются на новое место службы — в Ленинград.

Там два друга одновременно влюбляются в пианистку Ольгу (Светлана Фролова), и их соперничество оборачивается привычным хулиганством. «Летать-то они умеют, но вот казармы моют плохо. Пока», — в сердцах скажет их командир Фесенко (Семен Стругачев). Друзья откажутся лететь в Москву на первомайский парад, будут «косить» от учений — удачливому Анисимову достанется свидание с девушкой, но

Чкалов пролетит под Троицким мостом на биплане, на крыльях которого признание в любви, и добьется её руки.

На этой неделе «Первый» показывает сериал «Чкалов» — по две серии в день. Тайны из сюжета никто не делает: в следующих частях героям придется как-то справляться с буйным характером своенравного главы семейства, вместе встречать выпадающие на его долю невзгоды вроде ссылки на исправление в Брянск, суда и увольнения из Красной армии, переживать из-за испытаний новых самолетов авиаконструктора Николая Поликарпова. Потом Чкалов станет Героем Советского Союза за рекордный перелет на Дальний Восток и совершит свой самый знаменитый полет — из Москвы в американский Ванкувер через Северный полюс на АНТ-25 туполевского КБ.

О гибели Чкалова создатели сериала решили не рассказывать.

Режиссер Игорь Зайцев трогательно любит советское время: в его небольшом послужном списке есть сериалы «Есенин» и «Диверсант 2: Конец войны» — работы вполне нестыдные, складные и достойные, на общем фоне российского телевизионного убожества резко выделяющиеся. Даже в единственной полнометражной картине Зайцева — «Каникулы строгого режима» по одноименной книге Фёдора Крестового и Андрея Кивинова — имеется пионерский лагерь и красные галстуки. Да и дальнейшие планы режиссера не слишком далеки от его любимой тематики: вслед за «Чкаловым» он собирается делать «Красные горы», эпопею о взрослении двух друзей в 20—40-е гг. прошлого века.

Его «Чкалов» обречен на сравнение с другим фильмом, рассказывающем об этом знаменитом летчике, — картиной Михаила Калатозова и Семёна Деревянского, вышедшей в 1941 году.

Впрочем, авторы и не скрывают, что делали ремейк. Отличий между сериалом и оригинальной картиной немного, не считая того, что полтора часа старой ленты растянуты на восемь полноценных серий. Появились новые персонажи — тот же друг Чкалова, с которым он соперничает из-за будущей жены, — и существенно расширены знакомые по советскому варианту роли. Стало больше трюков, и они получились более качественными — например, пролет под мостом уже не вызывает ощущения скверной анимации.

Конечно, сделать что-то невнятное, имея перед глазами опыт семидесятилетней давности, было очень трудно, и Зайцеву удалось снять очередной крепкий сериал, а Дятлов сыграл своего героя почти наравне с Владимиром Белокуровым — исполнителем заглавной роли в старом фильме. Фактически режиссер вновь реализовал подход, оправдавший себя в его предыдущих работах, — взять хороший сценарий и задействовать хороших актеров; напомним, что в «Есенине» снимался Сергей Безруков, в «Каникулах» — он же в паре с Дмитрием Дюжевым, в «Диверсанте-2» — Владислав Галкин.

На стадии анонсирования сериала было опасение, что авторы его слишком увлекутся личной жизнью своего героя, как случилось, к примеру, в недавнем «Жукове», но обошлось: баланс батально-любовных эпизодов выдержан на приемлемом уровне, хотя и не безупречен.

Некоторые сцены кажутся излишними, но и они позже оказываются на своих местах, правда, определенная актерская переигранность, когда исполнитель роли отвлекает внимание от своего персонажа и едва ли не жеманничает в кадре, присутствует. Но это общая беда нашего современного кинематографа, и вряд ли стоило ждать прорыва именно от «Чкалова».

Создатели сериала не справились совсем с другой проблемой. «Чкалов» 1941 года — это полнометражный рекламный буклет советской авиации. Стране нужны были герои и образцы для подражания, и Чкалов был частью тогдашней легенды — он создал образ пилота, стоящий перед глазами мальчишек всей страны, и эти мальчишки буквально заболели небом. Реклама сработала, конечно, не только за счет героя фильма — летчики и так были героями, они спасали экипаж «Челюскина» и высаживали экспедиции на Северный полюс. А в результате в СССР сложилась система подготовки летного состава, выпускники который перемололи в воздухе асов люфтваффе во время Великой Отечественной.

Таких легенд тогда было много — на память приходят Стаханов или Паша Ангелина, ну а кинематограф закреплял стереотипы, выпуская фильмы вроде «Трактористов».

Валерий Чкалов — несомненно, великий летчик. Он испытывал самолеты Поликарпова, Туполева и Сухого, установил несколько рекордов дальности и оставил после себя множество легенд (в их числе, кстати, и пролет под ленинградским мостом). Воздушный хулиган, он проверял летательные аппараты на прочность, придумал несколько фигур высшего пилотажа, и его карьера развивалась очень неровно, в ней были и суды, и тюремные сроки, и внимание властей.

Потом образ Чкалова заменился образом Юрия Гагарина, и уже новые мальчишки дружно записывались в космонавты, а авиация превратилась в нечто рутинное и обыденное.

И именно такова она сейчас: героические времена остались в прошлом, а полеты на аппаратах тяжелее воздуха стали частью жизни обычного человека.

Сериал «Чкалов», несмотря на своё качество, изменившиеся обстоятельства игнорирует целиком и полностью. Он и заявлен как напоминание о легенде — его приурочили к знаменитому полету АНТ-25 в 1937 году. Но ведь остался и старый фильм, пусть с убогими спецэффектами, но с отличными актерами, — восстановить, раскрасить по новой моде и показывать в серии «Жизнь замечательных людей»; из него, правда, были безжалостно вымараны целые сцены во время хрущевской кампании по десталинизации, но и без Сталина он остается картиной о Чкалове. А вот как реклама, сделанная с целью пробудить в подрастающем поколении интерес к небу, сериал абсолютно лишен смысла, поскольку нет соответствующей инфраструктуры, а существующая слишком дорога для массовости.

Благое же стремление сорвать покровы с исторических тайн и рассказать «зрителям о неизвестных страницах из жизни Валерия Чкалова», как сказано в анонсе телеканала, можно только приветствовать, если бы они не сводились к сценам дуэлей и рассказам о борьбе с пережитками царского прошлого (в виде фактического запрета на церковные обряды для членов партии).

Сняли бы фильм о советском авиастроении 30—40-х — вот где настоящие тайны и страницы, практически неизвестные широкой публике.

Тогда работали гиганты — Поликарпов, Туполев, Сухой, Микоян, Яковлев, Лавочкин, Бартини, Мясищев, Петляков. Рассказали бы, как каждый из них боролся за свои проекты, о том, как не пошли в серию новейшие И-180 и И-185 Поликарпова, чьи устаревшие истребители вытянули на себе первый, самый тяжелый период войны, как сел Туполев, руководивший в заключении знаменитой «шарагой» ЦКБ-29. Но о таком подарке от телевизионщиков, видимо, остается только мечтать, хотя история эта очень современна, а её формат именно сериальный.

«Чкалов»,
телеканал «Первый», 21.30.

Картина дня