Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Классический стареющий бунтарь

В Москве показаны спектакли Люка Персеваля «Отелло» и «Вишневый сад»

Фестиваль «Сезон Станиславского» впервые привез в Москву спектакли бельгийца Люка Персеваля – его главный хит «Отелло» и недавнюю премьеру «Вишневый сад».

В 80-е, когда Персеваль только начинал ставить, в тихой Бельгии, как он вспоминает, было принято воссоздавать спектакли по оригинальным мизансценам Брехта и не отступать от них ни на шаг. На этом фоне его театр, в котором режиссер будто нарочно шел против любых правил, произвел эффект разорвавшейся бомбы. С Персевалем тогда боролись так же яростно, как сейчас выступают у нас против Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, объявляя их злостными врагами русского искусства, – но в итоге он постепенно стал постоянным участником всех европейских фестивалей,

а затем даже возглавил театр Toneelhuis в Антверпене, который сам когда-то считал олицетворением рутины.

В 2009 году он покинул Бельгию ради руководства гамбургским театром «Талия», где и создал две показанные в Москве постановки.

В России Персеваль бывал неоднократно, а на петербургском фестивале «Балтийский дом» он давно уже числится постоянным участником. И первым его спектаклем, привезенным туда, был как раз «Отелло» — только в изначальной версии, созданной 10 лет назад в мюнхенском «Каммершпиле». Показанный сейчас в Москве гамбургский вариант – это перенос спектакля, с теми же актерами в главных ролях.

Персеваль давно уже ставит почти одни только классические пьесы – но изменяя их до неузнаваемости. Каждый текст, будь то Шекспир, Чехов, Горький или Артур Миллер, разные драматурги по его заказу переписывают на современный лад. Сохраняя большинство героев, интригу и все сюжетные повороты – но спрессовывая многоактные сочинения до двух часов действия и заставляя персонажей говорить на сегодняшнем сленге.

Поэтому когда его спектакли показывают в России, матерные тирады на табло с титрами следуют одна за другой.

И как ни странно, это совсем не выглядит пустым эпатажем или голым радикализмом: в лучших постановках Персеваля переделка текста не просто актуализирует его, но как бы вскрывает подводные токи и обнажает смыслы, изначально заложенные в первоисточнике, но обычно уходящие на второй план.

«Отелло» адаптировал для спектакля известный немецкий писатель Феридун Заимоглу – турок, переехавший в Германию и сам неизбежно столкнувшийся с отношением, подобным тому, что шекспировский мавр встретил в Венеции. Тема противостояния двух культур нагнетается до предела.

Когда после отставки Отелло (у Персеваля она происходит, в отличие от пьесы, еще до убийства Дездемоны) один из героев говорит про его соотечественников «Помяните мое слово, они еще будут править нашей страной» — в зале вдруг раздаются аплодисменты.

В переписанном тексте нащупаны самые болезненные точки, причем оказывается, что за время, прошедшее с премьеры, они только обострились. И речь не только о главном герое, которого именуют исключительно «шоко» или «ниггер», притом что играет его белый актер (еще один важный парадокс: получается, что Отелло все воспринимают чужим, хотя он таковым на самом деле не является).

Яго обзывает своего ненавистного соперника «чертовым педиком», хотя никаких явных доказательств тому нет, и непрерывно кроет гомосексуалистов на чем свет стоит — что, понятно, дает повод усомниться в его собственной ориентации.

Также он постоянно сыпет самыми неприличными анекдотами, да и вообще речь героев изобилует описаниями сексуальных перверсий, на фоне которых де Сад покажется верхом целомудрия. Персеваль и Заимоглу вскрывают патологию современного человека, ту озлобленность, которой дышит все вокруг и от которой можно бежать, но нельзя оградиться.

Пространство спектакля, как всегда у Персеваля, предельно просто и аскетично.

Перевернутый белый рояль, на нем верхом черный (животное о двух спинах, творимое мавром и Дездемоной, – так у Шекспира). За последний садится пианист и до самого конца сопровождает действие своей игрой. Йенс Томас, популярный в Германии музыкант и композитор, каждый раз импровизирует, то делая паузы, то почти с яростью набрасываясь на рояль и иногда даже начиная петь. Его музыка делается не фоном спектакля, но его сердцем, и непонятно даже, иллюстрирует ли он реплики то лирическим, то ироничным, то трагедийным звучанием или же сам задает им тон.

«Отелло» Персеваля достоин того, чтобы войти как образец в учебники режиссерского мастерства. Редко можно увидеть так четко и детально простроенное действие. У актеров ни одного случайного жеста, ни одной интонации, не заложенной постановщиком. Они двигаются в полумраке, так, что часто нельзя разглядеть их лица, – и в эти моменты ничто не отвлекает от текста. Концепция точна и строга: все герои одеты в черные офисные костюмы — кроме Дездемоны, не снимающей белое платье, единственной блондинки среди лысеющих брюнетов и молодящихся старцев. Это идеальный замысел, прозрачный в своей красоте. Запоминаются резкие, графичные мизансцены. Персеваль знает, как выразить эмоцию одним легким движением; вот Дездемона (или просто Мона, как к ней здесь часто обращаются) уводит Отелло в спальню, бодая его в живот. Вот Отелло, слушая наветы Яго, стоит к нему спиной, впившись указательными пальцами в виски. Вот в финале он душит жену, просто обняв ее на несколько мгновений так крепко, что она падает замертво. А потом он кричит «Все кончено, кончено, кончено!», и – занавес.

Никакого раскаяния, обнаружения правды и кары злодеям. Главный принцип «Отелло» Персеваля – ничего лишнего.

И все бы замечательно, но в стремлении к идеалу постановка Персеваля делается сухой и выхолощенной. Виртуозно отработанные мизансцены не насыщаются чувством – которое явно было вложено в них изначально. 9 лет для спектакля – возраст огромный, и это здесь ощущается слишком явно. Смотря его, сразу представляешь себе Дездемону Джулии Йентш, какой она была на самой первой премьере в Мюнхене — больше похожей на девочку, чем на женщину, а играющего Отелло Томаса Тиме – легким и подвижным, а не таким грузным и одышливым.

«Отелло» Персеваля кажется тем случаем, когда прикасаешься к театральной легенде уже на ее исходе, воспринимая ее как схему, без эмоционального подключения.

«Вишневый сад», вышедший полгода назад, в отличие от «Отелло», кажется спектаклем мeртворожденным. Все принципы Персеваля здесь в наличии, только на этот раз они строго, по-лабораторному дозированы. Текст не переписан, а просто сильно сокращен да разбавлен редкими вставками. Самая яркая из них заключается в том, что

Лопахин собирается не отдать сад Раневской под дачи, а разбить на его месте рапсовое поле, чтобы производить биотопливо.

На всем протяжении спектакля герои сидят в ряд на стульях напротив зрителей, почти ни разу с них не вставая. Актеры играют отстраненно и существуют в абсурдной манере. Все время обращаются скорее к зрителям, чем друг к другу, а сидящих по обе руки словно не замечают. В начале спектакля они с долгими паузами произносят чеховские реплики, между которыми не обнаруживается вообще никакой связи, – тот известный принцип драматурга, по которому персонажи в диалоге говорят свои собственные речи, никак не отвечая собеседнику, доводится здесь до логического завершения.

Действие перенесено не в XXI век, а в условные – навсегда остановившиеся – 70-е.

Древний Фирс превращается в импозантного слугу средних лет, с которым Раневская то и дело танцует под музыку из «Мужчины и женщины» Клода Лелуша, вспоминая своего французского возлюбленного. Брутальный слуга Яша с бородой и длинными волосами ходит в лосинах, на каблуках и говорит с парижским прононсом. Сама же Раневская носит темное элегантное платье с блестящим узором, которое тоже недвусмысленно указывает на эпоху. Из более современных примет – только мобильник, по которому Лопахин все время ведет переговоры о покупке сада на каком-то непонятном языке.

Персеваль уподобляет чеховских героев персонажам Беккета: точно так же они ждут Годо, который никогда к ним не придет. В его «Вишневом саде» ничего не меняется и вообще не происходит, пока жизнь незаметно и стремительно проносится мимо. Эти люди (кроме Лопахина) ничего не делают и не думают, а просто сидят и ностальгируют о прекрасном прошлом.

Проблема в том, что вся эта концепция становится ясна за первые 10 минут и дальше почти не развивается.

Вялому по ритму спектаклю не хватает актерской энергетики, которая могла бы его оживить. И хотя он длится меньше двух часов, кажется, что он идет вечно.

Москва увидела спектакли Люка Персеваля не в лучшей форме – и если бы их привезли всего несколько лет назад, возможно, резонанс был бы гораздо сильней. Сегодня же то, что не так давно воспринималось у нас диким авангардом, выглядит театром резким, жестким, но почти классическим, и принадлежит в глазах зрителей скорее прошлому, чем будущему. Однако жителям столиц (в которых большинство не только зрителей, но и профессионалов от театра до сих пор уверены, что классику надо ставить по канонам) в обозримом будущем это все равно будет необходимо.

Новости и материалы
В России создали онлайн-карту военных памятников, снесенных за рубежом
Российский десант прорвал оборону ВСУ в зоне СВО
США признали, что не смогут отразить масштабную воздушную атаку на Ближнем Востоке
Израиль предупредил США, что пауза в поставках оружия может сорвать переговоры с ХАМАС
В Софии запретили проведение «Бессмертного полка»
Россиянам объяснили, почему нельзя пить кофе перед выступлением
Ким Чен Ын заявил, что Россия должна нанести поражение «кулачному праву империализма»
Президент клуба Первой лиги назвал условие поражения «Зенита» в РПЛ
Поставщик Renault подал иск о банкротстве «Москвича»
Байден сообщил, что США могут прекратить поставлять оружие Израилю
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Палата представителей конгресса США выступила против отстранения спикера Джонсона
В США признали критическую зависимость от поставок передовых чипов из Тайваня
Конгрессвумен Грин объявила о начале процедуры отстранения Джонсона от должности спикера
Ненависть к «Зениту» объяснили завистью
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
СМИ: российские миллиардеры начали возвращать активы в Россию
Названы российские города, набравшие популярность у туристов за год
Все новости