Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Иногда труднее всего высказать какие-то самые простые вещи»

Интервью с фолк-музыкантом и певицей Ивой Биттовой

Музыкант и певица Ива Биттова рассказала «Газете.Ru» о том, как один артист может совмещать пение с игрой на скрипке, фолк с авангардом, и о том, как это понравилось Маргарет Тэтчер.

В Москву приезжает чешская певица и скрипачка Ива Биттова, сделавшая из фольклора родной страны интернациональное достояние. Ее авангардистские вокально-инструментальные скетчи зачастую прямо основаны на старинных песнях Центральной и Восточной Европы. За десять лет, прошедших с её предыдущего визита в Россию, она также успела выпустить несколько своих студийных работ на престижном джазовом лейбле ECM и исполнить партию Мефистофеля в «Истории доктора Фауста» Альфреда Шнитке. Ива Биттова рассказала «Газете.Ru» о роли пения в организации детского досуга, необычных музыкальных инструментах и о том, как тишина помогает в сочинении аранжировок.

— Один из ваших концертных DVD называется «Super Сhameleon». Вам не кажется, что это исчерпывающее описание вашего творческого метода?

(смеётся) Да, я на самом деле долго думала над этим названием. Меня лейбл попросил: придумай заголовок для DVD, на котором будут собраны твои видеозаписи разных лет. И я, честно говоря, была растеряна. Но потом вспомнила про хамелеонов, которые всё время меняют цвет – так же, как я меняю жанры.

— А что это за жанры? Ну, понятно, фолк, понятно, авангард, немножко рока, немножко джаза – и мне ещё здесь хочется сказать: «детские песенки».

— Ну конечно, а почему нет? Это всё, знаете, спонтанно происходит. Какая жизнь – такая и музыка; я не из тех, кто будет намеренно всё усложнять. Звуки берутся из того, что вокруг – из природы, например. Я вообще спокойный человек по натуре, люблю тишину, люблю слушать, как деревья шуршат и реки текут – потому, кстати, и переехала жить в США и поселилась, можно сказать, посреди леса. Ну и плюс, конечно, разговоры людей, подслушанные где-нибудь… да хоть даже в аэропорту, по дороге на гастроли. При этом, как и с детьми, мне даже не столько важно, о чём именно они говорят, сколько сама по себе интонация, эмоция, с которой они те или иные слова произносят. А поскольку это всё, в сущности, просто и естественно, то и музыка моя зачастую кажется простой и естественной – хотя на самом деле на то, чтобы передать все эти эмоции и интонации с помощью голоса и скрипки, может и год уйти. Ну вы же понимаете, иногда труднее всего высказать какие-то самые простые вещи.

— Поэтому, получается, у вас и аранжировки такие минималистские, да? Голос и скрипка.

— Ну, аранжировки на самом деле разные – вот, скажем, через пару недель у меня в Праге выйдет новый диск с оркестром Пражской филармонии. Но да, особенно когда я начинаю работать над треком, мне нужна полная тишина – чтобы я смогла в ней расслышать свои собственные мысли. И потом, с более масштабными аранжировками всегда есть опасность, что они превратятся в китч, убьют ту красоту и чистоту, которая отличает пьесу, написанную для скрипки и голоса. Так что я осторожно с этим обращаюсь.

— Возвращаясь к детским песенкам – у вас же у самой есть дети. Вы им много пели, когда они были маленькие?

— О, ну конечно – они на этом выросли. Ели, спали, играли – а я рядом что-то пела, импровизировала. Кстати, как раз с тех пор я стала иногда петь как бы на собственном языке – глоссолалией. На первый взгляд это полнейшая бессмыслица, но из-за того, что в этом пении, как ни крути, транслируется эмоция, исходящая из твоего тела и из твоей души, слушатель тоже рано или поздно начинает улавливать смысл. С детьми – то же самое; пока они не научатся говорить и называть вещи своими именами, их речь звучит как «бла-бла-бла», но матери всё равно всё понятно.

— Осмелюсь предположить, что чешский язык, на котором вы часто поёте, для многих ваших слушателей тоже звучит как «бла-бла-бла».

(смеётся) Да, наверное. Люди, которые давно меня знают, говорят – Ива, пой на чешском, у тебя это лучше всего получается. Но мне интересно пробовать разные языки, ведь в них во всех есть свои особенности произношения, свой ритм, своя фразировка. Вы говорите, что в моей музыке мало инструментов – и формально это так и есть. Но вот, скажем, язык – чем не инструмент?

— Тоже верно. А по-русски вы говорите?

(Переходит на русский, неуверенно, но практически без акцента) Немножко я понимаю, я училась в школе. Я забыла… (переходит обратно на английский) Нет, этого я уже вам по-русски не скажу. В общем, когда мне было лет семь или восемь, к нам в школу пришли и спросили – кто хочет петь в русском хоре? И я вызвалась. Вот так я впервые столкнулась с русским языком.

— Вы же и в России уже выступали – лет десять назад, если не ошибаюсь? Что вспоминается?

(криво улыбаясь) Ну, для начала аэропорт Шереметьево. Никто с тобой не разговаривает, никто не хочет тебе помочь. Они берут твою скрипку, лапают её со всех сторон, швыряют куда-то… Потом ждать часа два как минимум. Словом, я поняла, что не так-то просто путешествовать в Россию с инструментом. А Москва... как раз тот концерт я хорошо помню. Его организовывал такой мужчина с седой бородой, он умер недавно, как его звали?...

Николай Дмитриев? (культуртрегер, основатель клуба «Дом»).

— Да, точно. Очень харизматичный человек, настоящий знаток авангардной музыки. Мы выступали вместе с тувинской певицей Саинхо Намчылак и ещё одной певицей из Нью-Йорка, забыла, как её зовут.

— И как вам показалось, вы вписались в эту компанию? Саинхо можно назвать идеологически близким вам артистом?

— Вообще-то, нет. Это были просто три женских голоса – очень разных. Но знаете, я иногда спрашиваю промоутеров – вы уверены, что мне нужно выступать в одном концерте с теми или иными артистами? А с Дмитриевым я сразу поняла, что за этим есть какая-то его идея, может быть, даже его мечта – чтобы мы втроём выступили в «Доме». Зачем разрушать человеку мечту?

— Ещё про неожиданные связи с Россией – вы же как-то раз выступали перед Горбачёвым.

— Да, было дело. Вацлав Гавел пригласил меня выступить в Пражском замке, это был 1999 год, если не ошибаюсь. Там были Гельмут Коль, Маргарет Тэтчер, Горбачёв, Буш… И все они на меня смотрели дикими глазами – мол, это ещё что за бред? Ну, потому что обычно на таких светских приёмах играют, не знаю, произведения Дворжака, Яначека. А тут я вышла. Только Маргарет Тэтчер с интересом к этому отнеслась, остальные плохо понимали, что происходит.

— Согласитесь, их можно понять. Музыку вроде вашей не ожидаешь услышать в таком контексте.

— Конечно! Но Гавел любил такие фокусы – он вообще был очень открытый человек.

— В мире много талантливых певцов и много талантливых скрипачей, но совсем немного музыкантов, которые поют и играют на скрипке одновременно...

— Действительно, обычно ты либо хорошо поёшь, либо хорошо играешь на скрипке. Что касается меня, я, если честно, никогда не брала уроков пения – это у меня как-то спонтанно выходит. А вот со скрипкой я по-прежнему хожу заниматься к преподавателю и практикуюсь постоянно: стараюсь часа по четыре играть в день – правда, в турне это не всегда получается.

— По сколько?

— Ну а что я вам говорила? Бывает, что и год уходит на сочинение одной-единственной композиции. Тем более что, опять же, эта музыка только кажется простой. В действительности в ней внутри много разных фокусов: например, скрипка играет какую-нибудь тему, а в следующем такте эту же тему поёт голос, но с задержкой на долю. Могу вам сказать, что нет более радостного ощущения, чем когда ты год корпел над какой-то вещью, а потом выходишь на сцену – и играешь её легко и естественно, будто она тебе только что в голову пришла.

— Слушайте, получается прямо какой-то сальерианский труд: сначала мы тему сыграем вот так, а потом с задержкой на долю, а потом ещё год будем это тренировать… А как же спонтанная импровизация?

— Не волнуйтесь, этого тоже хватает. Я люблю импровизировать – и не только с мелодиями как таковыми, но и, например, с концертным пространством. В любом зале своя акустика, и поскольку я предпочитаю выступать вообще без звукоусиления, даже на больших концертах, порой удаётся по-новому подать композицию исходя из особенностей помещения. Музыка должна резонировать с пространством, в котором она исполняется, отталкиваться от его специфики. Если хотите, площадка, на которой я выступаю, – это тоже своего рода инструмент. Так что в конечном счёте у меня не так уж мало инструментов, не правда ли? (смеётся)

Новости и материалы
МЧС рассказало о спасении людей из упавшего в реку автобуса в Санкт-Петербурге
Мужчина похитил восьмилетнюю девочку и истязал ее несколько часов
Трутнев может покинуть пост вице-премьера
Названо число жертв и пострадавших после падения автобуса в Мойку в Петербурге
Пять человек из упавшего в реку автобуса были госпитализированы
Момент падения автобуса в Мойку в центре Петербурга попал на видео
«Автор моего канала»: Ивлеева пошутила над Медведевым
США введут пошлины на китайские электромобили
В Петербурге задержали водителя каршеринга, который столкнулся с автобусом с 20 пассажирами
Бритни Спирс спровоцировала слухи о новых проблемах с психикой из-за ходьбы на руках
Началось пленарное заседание по вопросу кандидатуры Мишустина на пост главы правительства
Слуцкий предложил сделать Виктора Бута ответственным за авиацию
Microsoft выпустит для смартфонов свой аналог App Store этим летом
Губернатор Петербурга рассказал о работе специалистов на месте аварии с автобусом
В Германии начали расследование после инцидента в бывшем генконсульстве РФ
Лидер протестов в Армении не исключил, что станет премьер-министром
В МВД прокомментировали ДТП с падением автобуса в Мойку в Санкт-Петербурге
Посольство Болгарии опровергло данные о невыдаче виз россиянам
Все новости