Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Музыка

Рейтинги российского iTunes Store за три недели работы возглавила Адель
Рейтинги российского iTunes Store за три недели работы возглавила Адель
Lucy Nicholson/Reuters

Apple iTunes раскачал Лепса

Рейтинги российского iTunes Store за три недели работы возглавили Григорий Лепс и британка Адель

Анастасия Лисицына

Рейтинги российского iTunes Store за три недели работы возглавили Григорий Лепс и британка Адель: певцу удалось провести в чарты две песни и одну пластинку, а певице — заглавную песню к очередному фильму бондианы и свой самый популярный альбом «21».

Российское отделение всемирного магазина цифрового контента iTunes Store к концу года подвело итоги своей работы в России, где онлайн-ритейлер, принадлежащий компании Apple, начал работать 4 декабря этого года. На основании трех недельных чартов песен и альбомов, которые успел опубликовать российский iTunes, лидерами нового сервиса стали британская певица Адель и отечественный исполнитель «взрослой» поп-музыки Григорий Лепс, творчество которого уже в первом российском чарте сервиса, составленном 13 декабря, занимало второе место среди композиций и четвертое — среди альбомов.

Лепс все три недели был представлен песнями «Я счастливый» и «Водопадами» в рейтинге треков и новой пластинкой «Полный вперед» — в рейтинге альбомов.

Британская же артистка покорила российскую версию онлайн-сервиса темой «Skyfall» из 23-го фильма бондианы и альбомом «21» соответственно. В спину лидерам дышат русскоязычные фрик-поп-певец Иван Дорн с песней «Стыцамен» и альбомом «Co'n'dorn» и хип-хоп-певица «Елка» с хитом «Прованс» и живой записью «Негромкий концерт», а также Вася Обломов с альбомом «Стабильность».

При этом сами рейтинги состоят вовсе не из одних только российских звезд: компанию Адели составляет, например, австралийская инди-поп-певица Lenka. Певица чешского происхождения приглянулась российским пользователям явно не только псевдонимом, в которым слышится что-то родное: она исполняет чрезвычайно привязчивые песни в духе Регины Спектор, а ее «Еverything at Once», начав с последних строчек десятки, к исходу года подошел ко второй позиции. Правда, на продажах альбома «Two», синглом с которого является эта песня, такой успех никак не сказался — пластинки в чартах нет. Секрет же популярности композиции, возможно, прост: эта милая песня звучит в рекламе операционной системы Windows 8, что придает ситуации определенную пикантность, особенно если учесть долгую историю «дружбы» компаний Microsoft и Apple.

Возможно, подобные же факторы влияли и на позицию в рейтинге некоторых из российских исполнителей: и Лепс, и Елка с энтузиазмом откликнулись на предложение iTunes о сотрудничестве, а «Негромкий концерт» Елки записывался специально для магазина и был доступен зарегистрированным слушателям бесплатно.

Среди других участников забега — традиционно любимые в России Depeche Mode (в чарте представлен их сборник «The Best of Depeche Mode, Vol. 1»), чемпион по номинациям на прошлогоднюю премию «Грэмми», самый известный дабстеп-композитор мира Скриллекс c пластнинкой «Bangarang», а также ставшая уже мировой звездой Лана дель Рей с изданием «Born to Die (Paradise Edition)».

Отдельно стоит отметить позиции двух треков, возглавляющих сейчас хит-парады iTunes в США, Канаде и Австралии — «Gangnam Style» исполнителя PSY и «Diamonds» Рианны.

Собравший миллиард просмотров на Youtube клип с песней на корейском языке плотно обосновался на третьем месте, а хит американки не слезает с седьмого.

В целом портрет пристрастий российского пользователя iTunes по представленным спискам составить затруднительно — и кажется, причина тому в пока что небольшой базе как пользователей, так и треков исполнителей: далеко не все, что может быть угодно отечественному меломану, можно найти в российском отделении международного магазина. Неожиданные появления в первой пятерке и последующие исчезновения отдельных песен и альбомов некоторых групп (например, диска «55» от «Любэ») указывают на, скорее всего, маркетинговую природу их высоких показателей — либо на крайне небольшое количество пользователей.

И действительно, в отличие от Запада, где iTunes стал основным продавцом музыки (вплоть до того, что официальной датой релиза некоторых альбомов становится дата их появления в интернет-магазине), для россиян он пока экзотика — несмотря на обилие обладателей устройств Apple. Конкуренцию западному магазину к тому же составляют аудиосервис соцсети «Вконтакте», позволяющий слушать музыку в потоковом режиме бесплатно, и сервис Яндекс.Музыка, где к тому же можно приобретать треки.

Открытый в 2003 году iTunes Store стал доступен в России в начале декабря; одновременно магазин появился еще в полусотне стран мира, а всего таких стран сейчас — 62. Российский каталог ритейлера сильно урезан из-за «фрагментации авторских прав», позиции правообладателей и компании Apple. Стоимость отдельных композиций составляет около 15 рублей, а большинства альбомов — 99 рублей.