Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Большинство зрителей молчат»

Создатели премьерного спектакля «Второй акт. Внуки» — о разговорах с потомками работников НКВД, чувстве вины и люстрации в современной России

В среду, 23 января, в Центре-музее Сахарова — премьера спектакля «Второй акт. Внуки», документальной постановки о потомках сотрудников сталинского НКВД и их отношении к памяти предков.

«Второй акт. Внуки» готовился к выходу несколько лет, которые авторы проекта Александра Поливанова и Михаил Калужский потратили на то, чтобы взять много часов интервью у детей, внуков и правнуков сотрудников НКВД. Теперь они представили получившийся материал в виде интерактивного спектакля: при входе каждый — и актер, и зритель — получает номерок, как в электронной очереди, и, когда на экране загорается его номер, получает возможность рассказать историю о своих предках или промолчать. Название спектакля невольно указывает на преемственность по отношению к другой постановке, играющейся в этих стенах, — «Грузе Молчания» по книге Дана Бар-Она, израильского психолога, написавшего о своих беседах с детьми нацистских палачей. Поливанова и Калужский рассказали «Газете.Ru», в чем разница между эмоциональным опытом детей гитлеровских и сталинских «силовиков» и как «символические войны» лишают общество возможности критически оценить прошлое.

— «Внуки» — это второй акт «Груза молчания»?

Михаил Калужский: Нынешний спектакль с «Грузом молчания» связан, скорее, психологически. Когда мы называем проект «Второй акт», то не имеем в виду, что это второй акт «Груза молчания». Внуки — еще одно поколение, которое выходит в этом акте и начинает говорить.

Александра Поливанова: Мы имели в виду, что это действительно второй акт предыдущей истории, продолжение, но тот акт еще не закончен. У нас спектакль строится таким образом: есть первая часть, в которой актеры говорят выученные реплики, а есть часть вторая, когда могут говорить зрители — и это важнее. Ведь то, что говорят актеры, — это, конечно, очень важно, но это такая затравка, но главное — чтобы началась некая общественная рефлексия.

М. К.: В случае с «Внуками» зрительское высказывание — это возможность. В «Грузе молчания» было жестко: мы закончили спектакль, теперь давайте поговорим об этом. Здесь же это не отделено механически, структурно, эстетически от основного действия, это возможность, которую люди, сидящие в зале, используют или нет.

А. П.: Да. Можно сказать, что это возможность, но, с другой стороны, есть и в нашем спектакле второй акт, довольно протяженный по времени, как раз когда завязывается дискуссия в среде зрителей. Хорошо, если люди осмелились что-то сказать в таких непростых условиях — когда загорается твой номер и тебя побуждают что-то говорить. Но разговоры после спектакля — по дороге к метро, дома, вечером, рефлексия в блогах — для нас именно это является «продолжением», вторым актом.

— Или даже принуждаете их к разговору?

А. П.: Нет, не принуждаем — скорее, создаем ситуацию, когда от зрителя ждут, что он выскажется, когда загорится его номер. С другой стороны, номера никому не известны, так что если загорелся твой номер, а ты решил промолчать, то никто этого не узнает. Большинство зрителей не говорят, молчат.

— Вы работали с респондентами разных возрастов — дети, внуки, правнуки. Их отношение к своим предкам-энкавэдэшникам как-то дифференцируется по возрасту?

А. П.: Мы заведомо сузили диапазон респондентов: они все были так или иначе либеральных и гуманистических убеждений, осуждают те идеи, которые руководили их предками. Мы с этой установкой мы к ним приходили, а вот дальше начинались интересные частности.

М. К.: Из этих частностей можно было бы выстроить интересную общую картину, но это было бы... некое авторское насилие. И мы этого делать не стали.

А. П.: Те, кто застал своих предков, говорят о них более тепло и мягче, чем те, кто не застал. Понятно, что если помнишь своего деда, то воспринимаешь его «как есть». Одна из наших респонденток, например, была крайне сурова — она себе еще в 50-е годы на все вопросы ответила: отказалась реабилитировать своего отца-чекиста, хотя он был расстрелян точно так же, как и жертвы его ведомства. У другой нашей респондентки была такая ситуация — у нее прадед-палач и довольно противоречивый по своей натуре и деятельности отец. И если к прадеду она относилась вполне однозначно, то при обсуждении отца выявлялось множество оговорок. Обсуждать отца ей, понятно, было гораздо сложнее.

— А другие ваши герои-либералы — они в основном оправдывают своих предков или осуждают?

А. П.: У нас не было задачи сделать спектакль, отвечающий на этот вопрос. Скорее, у нас была задача этот вопрос поставить — с тем чтобы зритель отвечал на него сам.

М. К.: Это спектакль в том числе о том, как сложно стыкуются семья и история и как сложно на самом деле смотреть на историю через призму семьи и наоборот. Любопытная деталь: многие из наших респондентов много говорили о взаимоотношениях со своими детьми — хотя мы их об этом не просили! В первую очередь это происходило потому, что, когда у тебя есть такой «предок государственного значения», тебе нужно выбрать способ рассказа об этом предке своим потомкам. И это чудовищная драма и ужасная проблема, которая очень точно воспроизводит то, что происходит со страной: поиск адекватного инструментария для такого разговора. Как говорит одна наша респондентка: «как будто надо раскрасить картинку, а карандашей всего два».

А. П.: В России вообще «драма умалчивания»: проблема разговора как о репрессированных, так и о репрессировавших родственниках является одной из самых болезненных. Очень мало кто знает свою генеалогию до 1917 года.

М. К.: Ситуация амнезии и молчания касается не только истории, но и современности: мы не замечаем инвалида или эмигранта — ведь, если пытаться сохранить эмоциональный комфорт, его безопаснее не замечать, подталкивает его не замечать. Ровно та же амнезия распространяется на прошлое: как мы не замечаем инвалида, так мы постараемся и не заметить какие-то стыдные действия своей страны, своего государства, общности, с которой ты себя в той или иной мере идентифицируешь.

— Понятно, что такая тема требует принципиально иного подхода к работе с актерами, чем «разбор по Станиславскому». Каких актеров вы искали и как с ними работали?

М. К.: Мы искали актеров взрослых и рефлексирующих — для которых важна была бы не «работа над характером», а некая внутренняя работа по присвоению частной истории и истории страны. Среди наших актеров как профессионалы, так и непрофессионалы, к театру не имеющие отношения. Одно у них точно было общее: у каждого из них был некий жизненный опыт, давший нам возможность доверить им большую свободу в интерпретации того текста, который им достался.

А. П.: Интересно, что одни из них изучали записи, в которых мы беседовали с прототипами, а другие — наоборот, на основе текста выстраивали некий свой цельный мир, новых персонажей, часто не очень похожих на прототипа.

У нас с самого начала была вот эта рамка — круг, в котором сидят люди с номерками и высказываются, когда загорается их номер. Некоторые актеры поначалу протестовали против него, говоря о разности атмосферы театральной игры и живого общения, в которое постепенно должен переходить спектакль. Однако потом это противоречие было преодолено в работе.

М. К.: Мы не можем говорить о себе как о режиссерах — это все-таки коллективная работа. И особенно интересно то, что актеры и зрители с каждым новым спектаклем нащупывают новые модели взаимодействия между собой.

— В «Грузе молчания» Дан Бар-Он разговаривал с детьми нацистских преступников, и многие из них находили частные обоснования для хороших слов о предках и даже отказывались их осуждать. Вам не кажется, что вы своей выборкой — только либералы, осуждающие идеи предков, — заранее исключили такую возможность?

М. К.: Приводить оправдательные монологи просто скучно. Говорить с Вячеславом, например, Никоновым про его дедушку Молотова? Ну у него в мемуарах написано же все: дед был прав, молодец, все делал правильно.

А. П.: Собеседники Дана Бар-Она жили в немецком обществе, денацифицированном, осудившем нацизм и их предков. И, исходя из уже признанной вины предка, дети нацистов могли — в тиши кабинетов, в частной беседе — искать какие-то слова оправдания для своих предков-нацистов. Наши же собеседники находятся в принципиально иной ситуации: общество никак не осудило сталинизм и преступления НКВД, и оно не ждет от детей палачей вообще ничего — ни оправдания, ни осуждения — и с большой готовностью примет от них восхваление их предков. Признание этой вины — добровольное дело каждого из наших респондентов. И у каждого из них была абсолютная свобода — они могли начать оправдывать своих предков.

М. К.: К тому же Дан Бар-Он работал в мире устоявшихся консенсусов: он представитель еврейского народа, они потомки нацистских преступников, в том числе убивавших евреев. Их предки были на диаметрально противоположных сторонах баррикад. В нашем же случае дистанция между нами и нашими собеседниками была минимальной или вовсе ничтожной — точно такие же деды могли быть и у нас с вами.

А. П.: При этом в разбираемых нами историях очень часто все было вовсе не настолько поделено на черное и белое, как в случае с нацистскими преступниками и их жертвами. Очень многие из этих самых дедов были одновременно — из-за разного рода шантажа, отсутствия выбора — и палачами, и жертвами. Практически каждый наш респондент рассказывал: у деда всегда был чемоданчик, чтобы сбежать через окно, когда придут колотить в дверь. Или: дед всегда поднимался на лифте на этаж выше, чтобы посмотреть, не караулят ли у квартиры. И поэтому во многом наш спектакль о том, как борьба вот этих людей за чистоту, за так называемую социальную справедливость приводила к печальным последствиям.

— Хорошо, приведу вам аргументы противоположной стороны: вам не кажется, что ваш вдумчивый спектакль выглядит довольно травоядно в ситуации, когда в стране не было трибунала по преступлениям сталинизма? Что настоящий публицистический театр должен готовить почву и умы зрителей для такого трибунала?

М. К.: Символические действия — занести Сталина в Мавзолей, вынести из Мавзолея — и страсть к сильным жестам и красивым позам уводит от конкретных частных случаев и вопросов о личной ответственности в каждом из них.

Вы знаете, мне доводилось встречать такие предложения по увековечению памяти реабилитированных, как установка памятников всем незаконно репрессированным. Настоящая символическая война: тоталитарный и абсолютно не предполагающий никакой интерактивности акт установки каждого из этих памятников будет не более чем эпизодом войны символов. А такие символические войны лишают общество энергии к рассмотрению таких вопросов — ведь все уходит в жест!

Люстрация нашему обществу была необходима и остается необходима. Но лишь тогда, когда она будет подкреплена десятками тысяч голосов, за которыми стоят конкретные прожитые судьбы; внутренняя работа, а не общественный групповой аффект.

А. П.: Мы всем нашим респондентам задаем вопрос: считаете ли вы нужным, чтобы по преступлениям Сталина состоялся трибунал? И почти все говорят: да. Многие уточняют, что все равно будут любить своих предков, но при этом отвечают на наш вопрос положительно. Но закон вообще — это юридический вывод, закрепляющий вывод нравственный, юридическое последствие взаимоотношений общества и человека. Мы же не работаем с юридической оценкой, а обращаемся к оценке нравственной, которая может вырабатываться только частно, индивидуально. И только от них зависит, появится ли в нашем обществе запрос на такой трибунал.

Новости и материалы
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Все новости