Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Нынешним юным нелегко нас понять»

Гитарист Дэвид Айерс рассказал «Газете.Ru» о московском концерте группы Red Snapper, сенегальском кино и преимуществах живого звука

В Москву приезжает британская группа Red Snapper — одна из немногих групп, добившихся мировой славы исполнением почти одной только инструментальной музыки. К тому же их стиль определяет взаимодействие живого звука и электроники, точнейшего механистического ритма, поверх которого может быть положено всё, что угодно: от рэпа до фри-джазовых соло на саксофоне. Перед концертом, который пройдет в зале Москва-Hall 17 февраля, музыкант коллектива Дэвид Айерс рассказал «Газете.Ru» о преимуществах живого звука перед семплами, сенегальском кинематографе и Робинзоне Крузо.

— Вы помните, как первый раз приехали в Россию?

— А как же! Безумный вечерок был.

— Для нас тут это, не побоюсь этого слова, легендарный концерт. Едва ли не первый раз в Россию приезжает актуальная западная группа, причём практически на пике формы.

— Для нас, пожалуй, тоже. Мы как будто попали в совершенно другой мир. Атмосфера в клубе была совершенно незабываемая – люди словно с ума сошли. (Первый концерт Red Snapper в 2001 году они сыграли в клубе «Точка» при полном аншлаге; их концерт был вторым в рамках удивительной по тем временам серии, когда за одну неделю в Москву приехали лучшие представители альтернативной сцены — британцы Placebo, Red Snapper, Tindersticks и американцы Deftones — «Газета.Ru».) Помню, мы ещё думали – интересно, это из-за нас или они по жизни такие? (смеётся) С тех пор мы очень любим бывать в России.

— Каким будет ваш очередной концерт? Вашей группе скоро исполнится двадцать лет – значит ли это, что самое время сделать какое-нибудь ретроспективное шоу: от ранних вещей к самым свежим?

(смеётся) А у нас и так каждый концерт ретроспективным получается. Потому что мы, понятно, хотим показывать новые вещи – но при этом понимаем, что люди обидятся, если не сыграть, скажем, «Hot Flush». Так что всякий раз приходится бегать по собственной дискографии туда-сюда.

— Но старые композиции ведь тоже можно сыграть по-новому – хотя бы для того, чтобы самим скучно не было?

— Конечно, и мы этим постоянно занимаемся. К тому же, порой получается, что у нас в распоряжении просто нет должного инструментария для того, чтобы исполнить трек так же, как он был записан 15 лет назад. Например, на наших пластинках то и дело встречался рэп – сейчас его некому прочитать со сцены. А если в песне была, скажем, партия трубы, то теперь её придётся сыграть нашему саксофонисту, Тому Челленджеру. Последние лет пять у нас устоявшийся состав – с саксофоном.

— Странно, кстати, что саксофон у вас появился на постоянной основе только в последние годы — ведь Red Snapper всегда были не чужды джазу и вообще живой музыке, хотя зрители и воспринимали вас как электронный проект.

— Я думаю, мы на это на всё изначально смотрели с весьма необычного ракурса. Дело в том, что на момент образования группы никто из нас уже не был желторотым птенцом – мы недурно владели своими инструментами и имели опыт игры в самых разных группах. Поэтому нынешним юным музыкантам нелегко нас понять: им проще семплировать какой-то звук, а нам – сыграть его. К тому же если ты играешь его сам, то всегда можешь изменить что-то, добавить каких-то вариаций, тогда как электронная звуковая петля остаётся петлёй, что бы ты с ней не делал и какие бы фильтры не накладывал. В электронной музыке нас всегда привлекал монотонный, гипнотический грув, но его можно достичь и живьём, если музыканты достаточно дисциплинированы и слаженно играют; вы можете это услышать, например, на записях Фелы Кути или Джеймса Брауна (оба — классики фанка — «Газета.Ru»). А то, что живые люди, какими бы они ни были профессионалами, так или иначе склонны к тому, чтобы периодически самую малость отступать от заданного темпа и ритма – по-моему, это идёт музыке только в плюс. Может, кому-то так и не кажется, но для меня в этом есть какая-то органика, естественность. Простите, о чём вы спрашивали?

— О джазе.

— О джазе. Ну, я большой поклонник таких музыкантов, как Уэс Монтгомери или Джо Пасс. И на первых порах старался им подражать. Но мне и современный рок нравится – Джонни Гринвуд (гитарист Radiohead, написавший и записавший произведение крупной формы с композитором-авангардистом Кшиштофом Пендерецким – «Газета.Ru»),по-моему, не менее интересный музыкант, чем Монтгомери или Сеговия. Так что у меня довольно пёстрые вкусы. В мире столько хорошей музыки, что ты всегда можешь найти что-то даже в тех стилях, которые, вообще говоря, тебе не очень по душе. Вот я недавно услышал группу Punch Brothers – знаете таких? Это, в сущности, блюграсс, но звучит абсолютно не похоже на традиционный блюграсс – а скорее на техно, сыгранное на банджо и мандолинах. У них как раз есть тот самый гипнотический грув, о котором я говорил. Получается занятная встреча двух культур, которым, казалось бы, никогда не сойтись – а у них это работает.

— В свободное от Red Snapper время вы занимаетесь саундтреками, не так ли?

— Да. Я начал этим заниматься, когда группа впервые распалась – а надо понимать, что мы не ссорились, не ругались, а просто почувствовали в какой-то момент, что пора разойтись и заняться каждый своим делом. Вот для меня этим делом стали звуковые дорожки к научно-популярным программам и документальным фильмам «Би-би-си». Некоторые из них, кстати, насколько мне известно, и в России показывались. При работе с саундтреками основной интерес для меня заключается в том, что тебе нужно всякий раз освоить какую-то совершенно новую стилистику: если, скажем, в фильме речь идёт об Африке, то и музыка должна звучать... ну, по-африкански. Но вообще у нас у всех есть сторонние занятия: я пишу саундтреки, Рич (Ричард Тейр, ударник — «Газета.Ru») живёт в Уэльсе и записывает местные группы в своей студии, а Али (Али Френд, контрабасист — «Газета.Ru») по-прежнему в Лондоне, всё время подыгрывает кому-нибудь, потому что куча народу хочет, чтобы на их записях был «неповторимый звук контрабаса Али Френда»! (смеётся)

— Когда вы пишете саундтрек, у вас так или иначе есть картинка перед глазами – то есть, собственно, фильм. А с инструментальными композициями Red Snapper как? Им соответствует какой-то образный ряд?

— Конечно, но забавно, что он у каждого из нас может быть свой. Помните песню «Crusoe Takes a Trip» с диска «Prince Blimey» (дебютный альбом RS — «Газета.Ru»)? Когда мы её сочиняли, я слушал очень много Шостаковича, и картинки у меня в голове были соответствующие – какие-то холодные, пустынные пейзажи, всё такое. А Али казалось, что это про Робинзона Крузо, который плывёт на лодке (отсюда в итоге появилось и название). Так что каждый слышит в музыке что-то своё – и это здорово.

— В Москве что-то новое будете играть на концерте?

— Вообще промоутеры просили исполнить наш классический репертуар. Но мы так просто не умеем, конечно. Мы сейчас работаем над довольно удивительным проектом – саундтреком к сенегальском фильму «Туки-буки» 1973 года. Это потрясающее кино — первый африканский фильм, снятый в традициях «новой волны»: мне он кажется чем-то похожим на Феллини, там не понятно, где кончается реальность и начинается фантазия. И у нас есть идея уже весной отправиться с этим материалом в тур – чтобы на заднем плане демонстрировался фильм, а мы этому аккомпанировали. Кроме того, хочется это издать и, может быть, даже придумать с дистрибьюторами какую-то необычную схему распространения: ну например, ты покупаешь DVD и получаешь заодно CD с саундтреком, и наоборот. Так вот, понятное дело, что в Москве мы фильм показывать не будем – во-первых, работа всё-таки ещё не закончена, во-вторых, мы, честно говоря, даже не ожидали, что за два месяца так много всего сочиним и запишем. Но пару композиций оттуда, я думаю, непременно сыграем.

Новости и материалы
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
Все новости