Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Скучный и дотошный имперский психоз

В Музыкальном театре показали балет «Майерлинг» Кеннета Макмиллана

Музыкальный театр показал балет «Майерлинг» британского хореографа Кеннета Макмиллана, посвященный знаменитой трагедии в истории королевских домов Европы.

Майерлинг — название деревушки, в которой находился охотничий замок императорской семьи Габсбургов. Именно в этом замке в 1889 году добровольно ушли из жизни сын императора Франца-Иосифа и его любовница, 17-летняя баронесса Мария Вечера. Кронпринц сначала застрелил ее, потом себя. Двойному суициду предшествовали разного рода драматические события, а история (и предыстория) выстрелов, как ее ни пытались скрыть, нанесла удар престижу австро-венгерской монархии. Легенда о высокопоставленных австрийских Ромео и Джульетте, которые лишь самоубийством могли возразить системе, не дававшей им соединиться, напрашивается именно в такой балет, который умел и любил делать Макмиллан, — многоактный, густонаселенный, костюмный.

«Майерлинг» был поставлен в 1978 году для Королевского балета Великобритании. Получив оркестрованные фрагменты трех десятков произведений Листа, Макмиллан понял, что именно этот композитор (кстати, лично знавший и Рудольфа, и баронессу) больше всего подойдет на роль музыкального воплотителя сюжета.

Хореограф прочел исторический труд о Рудольфе и взял оттуда главные вехи биографии — многое, правда, убрал или изменил, а прочее заострил до мелодраматической степени.

Действие перебирается из императорского дворца в Вене в городской бордель, а оттуда — на зимнюю охоту в провинции.

Сменяются роскошные наряды, ездят кареты, распивается вино, ставятся в вазу цветы, взбиваются полдушки в спальне — материальный мир «Майерлинга» очень плотен. От обилия персонажей рябит в глазах.

Балет начинается на кладбище, заканчивается там же, а между этим мелькают коронованные особы и оперные певицы, аристократы и кучера, дворянки и проститутки, герцогини и камердинеры, священники и камеристки, сотрудники полиции и венгерские офицеры.

С последними – по части национального самоопределения — заигрывает демократически настроенный Рудольф. На роль венгров, которым Макмиллан поставил прыжковые вариации, театр отобрал четырех лучших премьеров — Семена Величко, Дмитрия Хамзина, Дениса Дмитриева и Дмитрия Соболевского.

Сценические отношения — кто, где и с кем взаимодействует — проработаны автором до мелочей. Но все равно тот, кто сумеет (даже с помощью программки — без нее не стоит и пытаться) проследить за отношениями разнокалиберной массы, достоин наград. Танец, часто интересный, тонет в океане бытовых подробностей. И даже очевидная идея, что постановщик, пересказывая сюжет, хотел создать исторический контекст, не помогает:

контекста слишком много, так что текст теряется, а балет становится дотошным до занудства.

По Макмиллану, венский двор XIX века – незатейливое с точки зрения соблюдения приличий место. Император при всей высокородной родне и дипломатическом корпусе, на глазах у жены, на приеме во дворце Хофбург гуляет с любовницей-певицей. Императрица так и вовсе публично милуется с любовником, не стесняясь никого, в том числе мужа и сына. Это Макмиллан нам сообщает,

мол, каковы родители: сами развратничают, а сыну не дают. Хотя такое обличение «их нравов» отдает прямолинейностью советских газет.

Сам кронпринц вызывает то сочувствие, то желание вызвать психиатра: крайности так и сыплются из красивого неврастеника. Если уж ненависть к жене, бельгийской принцессе, так сплошное над ней издевательство — вплоть до выкручивания рук и зверского швыряния на пол в первую брачную ночь. Конфликт с властным императором: отец и сын злобно буравят друг друга глазами. Безответная любовь Рудольфа к равнодушной матери и ненависть к ее любовнику – ну вылитый Гамлет. Кутежи с продажными девками до одури (в буквальном смысле: Рудольф, страдавший мигренями, увлекался морфием) и наглядное стремление к смерти:

в руках наследника или череп, или револьвер, заменяющий здесь то самое чеховское ружье, что должно по правилам драматургии выстрелить в последнем акте.

Между этими вехами рассыпана цепь вариаций кронпринца и балетных дуэтов, по части которых Макмиллан большой мастер. Дуэтов восемь: то с матерью, то с любовницами, но особенно запоминаются жестокая сцена с женой в спальне в первом акте, первое свидание с Марией во втором и сцена самоубийства в последнем действии, когда апогей тройного влечения — к женщине, наркотику и суициду — неотделим от неистовой вязи туго закрученных высоких поддержек.

Сергей Полунин в роли изначально неуравновешенного Рудольфа выполнил все условия — безукоризненно танцевал сам и с честью провел тяжелейшие дуэты с тасканием балерин и вздыманием их в воздух в немыслимых позах. Всевозможные метания психики у Рудольфа-Полунина тоже убедительны.

Эта смесь лощеного официального фасада, очевидной личной незаурядности и жалкой психологической (а то и психиатрической) внутренней действительности, из которой состоит жизнь кронпринца, — главное достоинство московской постановки.

Хотя о прочих участниках «Майерлинга» тоже плохого не скажешь, тем более что генеалогическая и историческая внимательность Макмиллана обеспечила работой всю труппу. Императрица Елизавета, мать Рудольфа (Наталья Крапивина), имеет собственный дуэт. Принцесса Стефания, его жена (Анастасия Лименько), — тоже. Объекты внимания принца, будь то циничная графиня Лариш (Анастасия Першенкова), давняя подруга, она же женщина легкого поведения Митци Каспар (Оксана Кардаш) или личный кучер Братфиш (Дмитрий Загребин), танцуют с большим увлечением. Мария Вечера (грациозная Анна Оль) так влюблена в наследника, что срывает с себя платье, едва вбежав на первое свидание. Император Франц-Иосиф, правда, ходит пешком, но фирменные бакенбарды Габсбурга красуются на его благообразном лице. Аристократическая надменность и простонародное легкомыслие в массовых сценах сделаны труппой с целеустремленной энергией. Юноши с достоинством носят мундиры и фраки, отдают поклоны и целуют дамам ручки. А артистки умело управляются с треном длинных платьев, словно всю жизнь провели в турнюрах, а не в джинсах.

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости