Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Что мы сделали с Британией, Мэгги?»

Маргарет Тэтчер в кинематографе, рок-музыке и литературе

Фигура Маргарет Тэтчер, скончавшейся в понедельник бывшей премьер-министра Великобритании, вдохновляла кинематографистов, музыкантов и писателей на произведения, не всегда лестно рассказывающие о ней.

В конце 2011 года в прокат вышел фильм «Железная леди»: британский режиссер Филлида Ллойд, известная по мюзиклу «Мамма миа!», взялась за байопик одного из самых неоднозначных политиков XX века. На роль Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании на протяжении 11 лет, с 1979-го по 1990 год, Ллойд пригласила Мерил Стрип — отчасти, видимо, за внешнее сходство с персонажем, отчасти благодаря совместной работе над мюзиклом, а в основном за актерские таланты.

Критики фильм приняли довольно прохладно, что, впрочем, понятно: история Железной леди в версии Ллойд превратилась в слащавую мелодраму, так и не объяснившую, каким образом Тэтчер заработала свое «железное» прозвище. К Мерил Стрип, правда, претензий не было — она довольно легко выиграла свою вторую BAFTA, восьмой «Золотой глобус» и третий «Оскар», а игру актрисы в этой ленте рецензенты назвали одной из лучших в её карьере. И одним из лучших представлений Тэтчер на экране.

Кинематографисты начали пытаться изобразить Тэтчер почти сразу после её прихода на Даунинг-стрит.

Первой успела бондиана: в вышедшей в 1981 году ленте «Только для твоих глаз» с Роджером Муром небольшую роль Тэтчер сыграла актриса Джанет Браун.

Впрочем, к тому времени для Браун эта роль была почти привычной: она играла Тэтчер в различных телешоу с 1975 года — с тех пор, как та стала лидером оппозиции; в середине 80-х актриса даже выпустит книгу воспоминаний «Prime Mimicker» – «Премьер-подражатель».

Но в основном Железная леди присутствовала на экране за кадром, как, например, в «Голоде» Стива Маккуина — истории ирландца Бобби Сэндса, уморившего себя в тюрьме в попытке добиться статуса политзаключенного; эта реальная история произошла в 1981 году. Или как в комедийно-пародийном боевике «Остин Пауэрс» 1997 года, где от Тэтчер оставили только голос.

В 1995 году вышел мини-сериал «The Final Cut» – «Окончательный монтаж», ставший третьей частью трилогии «Карточный дом», посвященной внутренней жизни британского парламента:

фильм начинается со сцены похорон Маргарет Тэтчер, а вокруг её погребения закручивается основная интрига.

Сама Тэтчер чаще появлялась в сатирических программах вроде американской Saturday Night Live и чисто британской «Да, господин министр» и во множестве телевизионных фильмов — от «First Among Equals» («Первая среди равных», 1986 год) до «Маргарет» и «Королевы» 2009 года.

В 2002 году британский общественный телеканал BBC One выпустил комедию «Джеффри Арчер: Правда», посвященную скандалу с заместителем Тэтчер по консервативной партии; роль премьер-министра исполнила итальянская актриса Грета Скакки — в одной из сцен она очень убедительно изобразила стриптиз.

Впрочем у Маргарет Тэтчер имеется и собственная довольно обширная фильмография — в неё входит более полусотни картин. Разумеется, в подавляющем большинстве этих лент Железная леди появляется только на кадрах кинохроники и в титрах не указана, а оставшиеся фильмы — документальные.

Рок-музыканты Британии в отношении Железной леди выражались более внятно и не жалели для Тэтчер острых слов; в своих песнях они называли ее уменьшительно-презрительно — Мэгги.

Так, почти весь альбом «The Final Cut» (1983) группы Pink Floyd был фактически посвящен конфликту с Аргентиной на Фолклендских (Мальвинских) островах. «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут (...) а Мэгги взяла крейсер со всем экипажем», — пел в песне «Get Your Filthy Hands Off My Desert» лидер группы Роджер Уотерс. Речь здесь идет об инциденте в ходе войны, когда британская подводная лодка потопила военное судно «Генерал Бельграно» (жертвами стали 323 человека — это примерно половина всех погибших во время конфликта).

«Что мы сделали с Британией, Мэгги?» — спрашивал Уотерс в «Post War Dream», другой песне с альбома.

В 1985 году ей хорошенько досталось от группы Exploited, посвятившей ей песню «Мэгги» в альбоме «Horror Epics». Текст песни содержит обвинения в доведении трех миллионов англичан до голода, а припев содержит нецензурную брань в адрес Тэтчер — настолько грязную, что в соответствии с новым российским законодательством о нецензурной лексике в СМИ нельзя процитировать даже частично.

В конце 80-х экс-лидер The Smiths Стивен Патрик Моррисси, начавший сольную карьеру, на своем дебютном альбоме «Viva Hate» спел: «У хороших людей есть одна восхитительная мечта — Маргарет на гильотине». Песня почти вся состоит из оскорблений в адрес премьер-министра. Артист с мольбой спрашивает: «Когда вы умрете? Скажите, ну когда же вы умрете?» Моррисси придерживается этих же взглядов до сих пор — критикует Консервативную партию и королеву и выступает за введение в Британии республиканской формы правления.

Чуть в более парламентских выражениях, но никак не менее хлестко выражается замечательный музыкант Элвис Костелло в песне «Trap the Dirt Down» с альбома «Spike» 1988 года:

«Когда Британия была шлюхой всего мира, Тэтчер была ее бандершей».

Уже в современную нам эпоху Тэтчер стала героем мюзикла. Его сделали в лондонской «Театральной компании Форсайта» в 2006 году, когда жанр переживал кратковременный расцвет; песни написала Джилл Дауз, а поставили мюзикл Дебора Бернар и Наоми Кук. Несмотря на уверения последних, что их заинтересовал путь становления политической фигуры из дочери бакалейщика в премьер-министры, мюзикл получился сатирическим.

Момент, когда на сцену выходит сразу двенадцать Маргарет, рецензент из The Guardian сравнил со скетчами группы «Монти Пайтон».

Не складывались отношения у премьер-министра и с гуманитарной интеллигенцией. Точнее, она их не жаловала, и они отвечали ей тем же. Финансирование гуманитарной науки было урезано, университетские кафедры зашатались, кадры поредели. Портрет эпохи с точки зрения людей культуры можно обнаружить в «академической трилогии» английского писателя Дэвида Лоджа. В романе «Академический обмен» британский филолог отправляется в американский университет и на фоне обеспеченного заокеанского коллеги чувствует себя «нищебродом». Американцы, в свою очередь, вынуждены приплачивать своим гостям, чтобы те не ощущали себя второсортным товаром. В «Хорошей работе» Лодж описывает подрыв университетского мира, когда из-за сокращений вынуждены прежде срока уходить на пенсию состоявшиеся ученые, а талантливые молодые преподаватели не могут найти место, растрачиваясь на подработках. Политика Тэтчер была показана в этих книгах как угрожающая обитателям университетских кампусов и воспроизводимой их силами культуры.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости