Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Приводные ремни поэзии

Открылась выставка немецкой художницы Ребекки Хорн

В Мультимедиа Арт Музее открылась персональная выставка знаменитой немецкой художницы Ребекки Хорн — мастера кинетических объектов и инсталляций, постановщицы причудливых перформансов, видеорежиссера и по совместительству поэтессы.

Машины и механизмы — игрушки традиционно мужские, в том числе и в сфере искусства. Начиная хоть с «Летатлина» Владимира Татлина или с кинетических мобилей американца Александра Калдера (а еще вернее, со времен макетов Леонардо да Винчи) мало кто сомневался, что всякого рода художественное конструирование — дело исключительно мужских рук и мозгов. Ребекка Хорн не то чтобы самой первой поставила этот тезис под сомнение — еще в начале ХХ века находились дамы из плеяды авангардисток, покушавшиеся на эту монополию сильного пола, — но она точно обогнала остальных претенденток в части практического успеха.

Подвижные объекты и инсталляции от Хорн уже почти четыре десятилетия задают тон на мировой арт-сцене, и художники-мужчины нисколько не стесняются заимствовать ее идеи и стиль.

Можно было бы нафантазировать, что Ребекка родилась эдаким «мальчиком в юбке» и сызмальства любила расковыривать игрушечные автомобили, чтобы узнать, что там внутри. Однако ее официальная биография подобных фактов не упоминает, зато уделяет большое внимание болезни, которую начинающая художница перенесла в возрасте двадцати лет. Будучи прикованной на долгие месяцы к постели, Ребекка много думала о слабости и уязвимости человеческого организма и мечтала о расширении его возможностей. Результатом подобных рефлексий стали перформансы конца 1960-х — начала 1970-х, где человеческое тело — собственное тело художницы или тела ее ассистентов — приобретало дополнительные, абсурдно-притягательные функции благодаря разного рода «надстройкам».

Например, Хорн надевала на себя маску из карандашей, чтобы рисовать без помощи рук, а руки удлиняла посредством своеобразных клешней, позволявших оперировать предметами на изрядном удалении.

Эти эксперименты, хотя и не столь радикальные, как у Марины Абрамович, принесли Ребекке Хорн звездную популярность, так что ее с не меньшим основанием можно именовать «бабушкой перформанса».

Видеодокументация и фотографии тех, уже давних представлений фигурируют на нынешней московской ретроспективе, но не они определяют основное содержание выставки. Перформансы начинались с сюрреалистических грез о том, как при помощи машинерии «усовершенствовать» плоть, и вот постепенно та самая плоть из работ Ребекки Хорн стала испаряться.

Осталась машинерия, зажившая собственной жизнью.

Таким образом художница вроде бы вторглась на «мужскую территорию», где царили законы физики и выходили на первый план способности к конструированию механизмов. Но Ребекка попросту не обратила внимания на гендерную подоплеку и без особых усилий заняла собственную нишу в той сфере, которой, казалось, без остатка владели мужчины-художники вроде феерического швейцарца Жана Тэнгли с его «метамеханикой».

Разумеется, Хорн предложила свою манеру, отличавшуюся неким «очеловечением бездушного». Ее кинетические объекты действуют самостоятельно, но словно с оглядкой на хомо сапиенса: как-то он отреагирует? Поймет ли, одобрит ли?

Эти произведения можно назвать аппаратами для производства визуальной поэзии, поскольку конечной целью любых механических шевелений, постукиваний, разбрызгиваний и звукоизвлечений является воздействие на лирические зоны психики.

Коротенькие гаммы, издаваемые скрипкой под управлением робота (объект «Солнечный воздыхатель»), все равно адресованы человеку, а не космосу или гипотетической «матрице». И «Живописная машина», плещущая чернила на белую стену, символизирует опять же человеческое творчество, намекая на припадочную одухотворенность послевоенных американских абстракционистов. Елозит вверх-вниз по длиннющему стальному шесту «Чемодан беглеца», олицетворяющий тщетность надежд на перемену участи путем смены места обитания. Или взять большую инсталляцию «Блуждающие огни», где полтора десятка реальных березок сопряжены с человеческими черепами, поношенными ботинками и вращающимися зеркалами, которые создают атмосферу тревожной зыбкости. Если даже отмахнуться от ассоциаций со Второй мировой (хотя на выставке немецкой художницы в Москве такие ассоциации неизбежны), то уж рефлексии на тему momentum mori эта работа породит в любом контексте и в любой точке планеты, хоть на Южном полюсе.

Другими словами, вся здешняя машинерия обслуживает зрительское подсознание, не пытаясь его контролировать или подавлять.

В этом смысле Ребекка Хорн представляется вполне старомодным автором с явственными гуманистическими наклонностями, несмотря на пристрастие к механике. Собственно, сама эта механика тоже старомодна: ни тебе сенсоров, ни датчиков движения, ни голографии — сплошные электромоторчики да пружинки. А стихи, начертанные на стенах, окончательно выдают в авторе меланхолического романтика, завороженно пытающегося постичь экзистенцию. Право, ну зачем Ребекке Хорн компьютер, если про смысл жизни у него все равно спросишь?

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости