Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Журнал «Артхроника» закрывается
Журнал «Артхроника» закрывается
Валерий Левитин/РИА «Новости»

По собственному нежеланию

Журнал об искусстве «Артхроника» закрывает печатную версию и переходит в онлайн

Велимир Мойст

Журнал «Артхроника» переходит в онлайн: печатная версия закрывается, сентябрьский номер уже не выйдет, а сотрудникам предложено уволиться по собственному желанию или работать в новом проекте. После появившихся ранее данных о полном закрытии издания сотрудники призывали к бойкоту Премии Кандинского и частного музея современного искусства «Ударник», которые являются проектами одноименного изданию фонда.

Издатель закрывает журнал о современном искусстве «Артхроника» — номер, который должен был выйти в сентябре, печататься не будет. Причиной закрытия издания стали финансовые проблемы. Главный редактор «Артхроники» Мария Рогулёва связала это с ухудшением положения на рекламном рынке.

«Вчера утром, 14 августа, я получила по электронной почте уведомление от представителя финансового отдела о том, что журнал «Артхроника» закрывается, — написала Рогулёва в ответ на запрос «Газеты.Ru». — Через некоторое время сотрудникам было предложено уволиться по собственному желанию с сентября, в противном случае нам пригрозили увольнениями за прогулы.

Эти условия команда не приняла».

По словам Рогулёвой, издатель журнала, глава фонда «Артхроника» Шалва Бреус, впервые прокомментировал закрытие издания только в четверг, 15 августа: он сообщил главреду журнала, что ни о каких увольнениях распоряжения не давал. Впрочем, позже сотрудникам «Артхроники» было предложено уволиться по соглашению сторон с выплатой в размере двух окладов.

Как следует из письма Рогулёвой, варианты решения финансовых проблем обсуждались с Бреусом, но никаких конкретных решений о судьбе проекта с его стороны не прозвучало.

«Сентябрьский номер печататься не будет, — написала Рогулёва.

— По существующей информации, которая до сих пор не подтверждена лично Бреусом, журнал «Артхроника» больше издаваться не будет. Вопрос выплат гонораров за сентябрьский номер остается открытым, редакция будет добиваться выплат всем авторам».

Позже Бреус объявил, что журнал продолжит работать, но в электронной версии. «Сотрудники редакции либо останутся работать в электронной версии журнала, либо покинут проект по соглашению сторон с выплатой компенсаций», — сказано в поступившем в редакцию «Газеты.Ru» сообщении.

Журнал «Артхроника» был основан в 1999 году Евгением Зябловым, тогдашним чиновником столичной мэрии, а впоследствии — директором Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. В 2006 году Зяблов уступил этот издательский бренд предпринимателю Шалве Бреусу, до ухода в бизнес занимавшему пост замминистра имущественных отношений РФ.

«Эта новость (о закрытии. — «Газета.Ru») меня крайне опечалила. Считаю, что чем больше разных художественных изданий, тем богаче наша жизнь», — рассказала «Газете.Ru» Милена Орлова, главный редактор газеты The Art Newspaper Russia (в 2009–2011 годах — главный редактор «Артхроники»).

— «Артхроника» претендовала на то, чтобы стать главным журналом по искусству в стране — и можно сказать, наверное, что это получилось».

По мнению Орловой, важнейшая роль в последующем успехе «Артхроники» принадлежит ее главреду Николаю Молоку (директор по развитию Stella Art Foundation, в 2005–2009 годах — главный редактор «Артхроники»), который придумал острый, полемический формат.

«Для меня новость о закрытии «Артхроники» была неожиданной и неприятной, — рассказал Молок «Газете.Ru». — Считаю, что «Артхроника» была одним из самых важных и читаемых журналов по искусству в стране. Он адресовался не узкоспециализированной аудитории, а широкой публике. Но раз издатель принял такое решение, значит, у него были причины».

По словам Молока, во времена его работы в «Артхронике» он вместе с Бреусом собирался сделать «нормальный журнал по искусству», подобный Artnews в Америке или Kunst Forum в Германии.

«Подобного журнала в России никогда прежде не было; советские издания по искусству делались иначе и принадлежали другой эпохе», — сказал Молок.

«Считаю, что в немалой степени благодаря этому журналу современное искусство стало объектом интереса в российском обществе, — заявила Орлова.

Золотым веком издания принято считать вторую половину нулевых, степень его респектабельности и влиятельности была чрезвычайно высока. Доходило до того, что в 2008 году Владислав Сурков, находясь в зените своего влияния, опубликовал здесь эссе о творчестве художника Николая Полисского. Но ситуация постепенно менялась. С осени 2011 года издание отказалось от ежемесячной периодичности и стало выходить шесть раз в год. О финансовых проблемах, испытываемых «Артхроникой» в последние месяцы, в столичных художественных кругах было известно, однако решения о закрытии журнала никто, похоже, не ожидал.

Реакция художественного сообщества на предложение коллективу «Артхроники» уволиться по собственному желанию оказалась стремительной и бурной.

В социальных сетях появились призывы бойкотировать Премию Кандинского и выставки в бывшем кинотеатре «Ударник», отданном под частный музей современного искусства: и премия, и музей являются проектами фонда «Артхроника», возглавляемого Бреусом.

Не исключено, что после того, как издатель объяснит свою позицию и сформулирует условия, которые устроят коллектив редакции, эти настроения изменятся, но пока недовольство лишь нарастает.

«Закрытие журнала — еще один симптом неблагополучия в нашей художественной жизни, — сказал Молок. — Правда, свято место пусто не бывает, появляются новые издания, но в «Артхронике» многое было уже налажено, да и сам бренд заработал популярность, которую жалко терять».