Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В ожидании «Илиады»

В рамках биеннале в Музее Москвы проходит выставка «Мифология Москвы»

В Музее Москвы открылась выставка «Мифология Москвы» — набор арт-объектов, представляющих столичную реальность в виде жутковатых или иронических аллегорий.

С недавних пор Музей Москвы, получивший в свое распоряжение комплекс Провиантских складов на Зубовском бульваре, позиционирует себя как открытую и прогрессивную институцию. Новый директор музея Алина Сапрыкина с первых шагов на этом посту дает понять, что намерена привлечь молодежную аудиторию, прежде не слишком баловавшую заведение вниманием. Перемены заметны еще на подступах к музею: сейчас вход на его территорию открыт со стороны Садового кольца, и даже в подземном переходе от метро «Парк культуры» обнаруживается стрит-артовская выставка «Пешеходы» с фотографиями дореволюционных московских типажей.

Намерение выбраться из замкнутого пространства на городской пленэр чувствуется и в нынешнем проекте «Мифология Москвы», включенном в программу биеннале современного искусства, что также является новшеством для этого музея.

Выставка расположилась под открытым небом во внутреннем дворике Провиантских складов. Составляющие ее 10 объектов стали плодами двухмесячной работы художников в летней резиденции, организованной самим музеем. Авторы, взятые на временный казенный кошт, должны были по условиям акции создать опусы, в которых бы находила отражение мифология сегодняшнего мегаполиса.

Заявить эффектную тему, конечно, проще, чем достичь убедительных результатов.

Пожалуй, в том виде, в каком этот проект реализовался, его можно счесть эскизом к потенциальному развернутому показу под тем же заглавием. Заведомая пунктирность не позволяет пока рассматривать этот сюжет в качестве полноценной антологии столичных мифов, которые, безусловно, существуют и требуют своего художественного осмысления.

Но если подходить к нынешней выставке как к заделу на будущее, то нельзя не отметить ряд занятных произведений.

Скажем, ветеран московской арт-сцены Вячеслав Колейчук выстроил интерактивную инсталляцию «Конструктивные колокола», синтезирующую православную традицию с авангардными установками. Эта изощренная звонница весьма точно попадает в тему проекта; ее вообще можно назвать камертоном выставки — в прямом и переносном смыслах. Определенное созвучие такому камертону обнаруживается в геометрических проволочных структурах Ани Желудь, метафорически преподносящей столичное бытие как кристаллическую решетку произвольной конфигурации. Приблизительно в той же тональности сделана инсталляция Сергея Катрана «Проникновение» — своего рода мемориал старым оконным рамам, изъятым из прежних гнезд и замененным прогрессивным пластиком.

Впрочем, в силу малочисленности экспонатов рифмы здесь быстро иссякают. Связывать между собой арт-объекты, порой довольно масштабные, требуется собственными усилиями.

Как и разгадывать смысл отдельных произведений — например, пространственной инсталляции «Снаряд» от группы молодых авторов. В сумрачном боксе, минуя ряды скамеек, зритель оказывается перед полым цилиндром из нержавейки, предположительно алтарем. Тусклый свет, тревожные электронные звуки — и никакой ясности, к чему вся эта психоделика. Пониманию немного способствуют устные комментарии авторов, но ведь к каждому зрителю гида не приставишь. Куда более однозначной трактовке поддается композиция Ирины Кориной «Атланты», где главные роли исполняют носители рекламных функций — «человек-зуб» (стоматология) и «человек-чебурек» (общепит). Гигантская жестяная ракета красного цвета в белый горох символизирует низведение прежних утопических замыслов до уровня пародии (произведения Сергея Шутова «Масква»), а эпохальные граффити Стаса Багса «Курск», где затонувшая подлодка представлена в образе кита, истыканного стрелами, возвращают к теме слухов и пересудов насчет причин этой трагедии.

Словом, в каждой работе найдется что-нибудь, так или иначе касающееся московских мифов, однако панорама не складывается.

Разрозненные аттракционы таковыми и остаются, что, конечно, можно списать на неструктурированность и недостаточную описанность самих городских мифов. Но как раз над драматургией и стоило бы поработать, коли источники вдохновения смутны, а жизненный материал сыроват. Столичным легендам и мифам еще только предстоит оформиться в связный рассказ. Будем считать, что начало положено.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости