Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Есть штаб — будет и масштаб

Государственный Эрмитаж завершил работы по реставрации восточного крыла Главного штаба

Завершились реставрационно-строительные работы в восточном крыле здания Главного штаба на Дворцовой площади Петербурга. С учетом этой территории Эрмитаж, по словам министра культуры Владимира Мединского, станет самым большим музеем в мире.

По давней привычке образ Эрмитажа у петербуржцев и гостей города прочно ассоциируется с Зимним дворцом. Но уже в скором времени этот образ неминуемо придется расширять: через год значительная часть музейной коллекции, включая произведения импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Щукина и Морозова, расположится в здании Главного штаба — точнее, в восточном его крыле. Полной «оккупации» Дворцовой площади Эрмитажем в обозримом будущем не предвидится — западное крыло величественного строения Карла Росси по-прежнему принадлежит штабу Западного военного округа, но все же ампирный ансамбль с дугообразным фасадом и триумфальной аркой посередине отныне можно считать еще одним визуальным символом музея.

Формально к этой мысли можно было начать привыкать еще пару лет назад, когда завершилась первая очередь реставрации здания.

Здесь уже состоялось несколько выставок — вспомнить хотя бы скандально известную экспозицию братьев Чепмен, открывшуюся прошлой осенью. Однако о масштабном вселении музейных фондов и о полноценном обживании Эрмитажем нового комплекса говорить до сих пор было рано. Теперь, когда группа компаний «Интарсия» ставит принципиальную точку в пятилетней реставрационно-строительной эпопее (остались лишь мелкие пусконаладочные работы), перспективы из туманных превратились в осязаемые.

В июне 2014 года Главный штаб примет европейскую биеннале современного искусства Manifesta, а с осени здесь расположится и постоянная музейная экспозиция.

В пятницу, 6 сентября, состоялась торжественная церемония открытия новой территории, а перед этим хозяева провели для прессы обзорную экскурсию по залам, пока пустующим, но почти готовым вместить будущие экспонаты.

Краткая предыстория вопроса такова. В здании, возведенном по проекту Росси в 1819 – 1830 годы, кроме пресловутого Главного штаба в эпоху самодержавия располагались также министерства финансов и иностранных дел. При советской власти официальный статус строения ощутимо понизился: военные тут остались, но не столичного ранга, а в восточном крыле размещались различные конторы и учреждения — например, отделение милиции и даже СИЗО.

Именно восточное крыло еще в разгар перестройки, в 1988 году, было передано в ведение Эрмитажа, однако реальное освоение этого пространства с прицелом на музейные нужды началось лишь двадцать лет спустя.

Незадолго до того, в 2004 году, правительство РФ заключило с Всемирным банком соглашение о займе, одним из приоритетов которого значилась реставрация музейной половины Главного штаба. Победителем конкурса на разработку научно-проектной документации стала петербургская архитектурная мастерская «Студия 44», а тендер на проведение реставрационно-строительных работ в 2008 году выиграла группа компаний «Интарсия». Плоды их деятельности, суммарно оцениваемые в 13,5 млрд руб., и демонстрируются в эти дни начальству и представителям СМИ.

Начальство вроде бы осталось довольно.

В ходе брифинга директор Эрмитажа Михаил Пиотровский лаконично, но веско произнес: «Мы удовлетворены качеством работ, все наши замечания учтены», а министр культуры Владимир Мединский добавил эмоциональную составляющую: «С введением в эксплуатацию всего крыла Главного штаба второго такого музея в мире не будет.

Лувр будет нам завидовать и кусать локти».

Поскольку представители Лувра на брифинге не присутствовали, оспаривать этот тезис оказалось некому.

Зато у прессы возникли вопросы насчет эффективности трат на реставрацию и строительство (кредиторы, в данном случае Всемирный банк, как известно, всегда требуют возврата денег — и возвращать придется из средств российского госбюджета). Владимир Мединский слегка дистанцировался от этой темы, напомнив, что основные решения принимались до его вступления в министерскую должность, однако сообщил все же, что претензии Счетной палаты сводятся к простым пунктам, каждый из которых нетрудно объяснить.

«Конечно, по любительской оценке проект выглядит очень дорогим, но нельзя сравнивать стоимость этого проекта со строительством обычного жилья», — заметил министр.

Не удержался он и от того, чтобы озвучить свою «тактическую мечту»: увеличить число посетителей Эрмитажа с трех до пяти миллионов в год.

До такого уровня посещаемости надо еще дожить, разумеется. Само по себе увеличение музейной площади вряд ли автоматически приведет к количественному росту аудитории — нужны дополнительные «приманки» и «прикормки», то бишь стимулы. Пока трудно прогнозировать, в какой мере новые пространства повлияют на зрительскую статистику, но уже сейчас очевидно, что найдется немало желающих побродить по залам и комнатам Главного штаба — даже вне зависимости от их последующего наполнения музейными экспонатами.

Планировщики из «Студии 44» весьма радикально обошлись с центральными объемами восточного крыла — широченная парадная лестница ведет в высоченную анфиладу, пересекающую пять внутренних дворов, и в этом решении можно усмотреть симбиоз советского модернизма с нынешней панъевропейской архитектурной эстетикой в духе сэра Нормана Фостера. Но все-таки слово «реставрация» не зря овеивало происходящее.

Сохранить целиком дореволюционную структуру комплекса, похоже, действительно не было возможности — отчасти из-за ее исходного административного назначения, плохо совместимого с музейными задачами, отчасти из-за разрухи и обилия переделок социалистического периода.

Насколько удачен общий план реконструкции — вопрос дискуссионный, причем многое в нем прояснится лишь в процессе эксплуатации, когда возникнут потоки посетителей (проект предусматривает единовременное пребывание 25 тыс. зрителей на 63 тыс. кв. м). Но если говорить о тех частях здания, которые подверглись минимальным переделкам и действительно воссоздавались со всей возможной бережностью, то впечатление от них весьма благоприятное.

Помимо большой новодельной анфилады в здании обнаруживается несколько анфилад поменьше — исторических. К примеру, ряд комнат на третьем этаже составляли некогда служебную квартиру министра иностранных дел — сначала Карла Васильевича Нессельроде, затем Александра Михайловича Горчакова, который был соучеником Пушкина и получил в отрочестве странноватую для будущего главы МИД лицейскую характеристику: «Не без способностей, но Родину не любит».

Разумеется, о полном воссоздании прежних интерьеров здесь речь не шла, но реставраторы приложили существенные усилия, чтобы приблизиться к давнему антуражу.

Подновили росписи стен и потолков там, где оставались хотя бы слабые следы, что-то изобразили по фотографиям, уложили узорные паркеты, привели в божеский вид старинные печи. На роль самостоятельного музея министерского быта это пространство, конечно, не тянет, но грядущее размещение в нем предметов декоративно-прикладного искусства в духе историзма и модерна представляется очень даже уместным. А вот под произведения из коллекций Щукина и Морозова отданы двухсветные комнаты на верхнем этаже, дореволюционного флера практически не сохранившие, зато наполняемые дневным светом даже в сумрачную погоду, что весьма выигрышно для восприятия живописи.

Судя по компьютерной презентации, иллюстрирующей ход реставрационно-строительных работ, восточное крыло Главного штаба не только преобразилось внутри, но и прочнее приросло к болотистой петербургской земле, поскольку фундамент укрепили множеством перекрестных титановых свай и залили бетоном все глубинные каверны. Следует надеяться, что эти меры на десятилетия вперед исключат любые беспокойства насчет осадок и деформаций внешних и внутренних стен. Здание простоит еще долго, вопрос теперь в том, насколько успешно оно будет справляться со своей новой функцией. И тут уже дело в основном за музейщиками.

Новости и материалы
Анонсированы перестановки в Минэнерго РФ
Премьер Грузии заявил, что партию власти поддерживают люди с высоким IQ
В двух областях Украины повреждены газопроводы
Емельяненко: в ММА-промоушенах больше спортивных принципов, чем в олимпизме
В крымском заповеднике раскрыли детали спасения похищенных лебедей
Финалист «Голоса» Русских рассказал о спорах с Пресняковым на шоу
Синоптик рассказала о погоде в Москве и области на неделю
Мостовой ответил на слова о том, что он хочет зарплату Тедеско
Стало известно о ссоре Харламова и Маслякова из-за КВН
Сотрудники латвийской авиакомпании не пустили в самолет россиянина
Названы эффективные способы взбодриться за рулем
В Белгородской области в четвертый раз за день объявили ракетную опасность
Боррель объяснил, почему Китай не хочет повлиять на РФ в вопросе Украины
Звезды «Орла и Решки» стали родителями во второй раз
Над Белгородской областью сбили украинский беспилотник
Стало известно, как физическая активность снижает риск развития рака
Зять Трампа стал искать доноров для его президентской компании
Константин Хабенский вспомнил, как страдал от звездной болезни
Все новости