Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Постановщик всего

Французский актер и режиссер Патрис Шеро скончался на 69-м году жизни

Французский актер и режиссер Патрис Шеро скончался на 69-м году жизни. Причиной смерти стал рак легких.

«Франция потеряла артиста, который представлял ее во всем мире и которым она гордилась», — заявил французский президент Франсуа Олланд после известия о смерти актера, режиссера театра и кино Патриса Шеро.

Шеро, происходивший из семьи художников, кажется, был современным воплощением настоящего универсала от искусства — был блестящим киноактером, снимал фильмы, ставил оперные и театральные спектакли, одинаково незаурядно проявляя себя во всех этих сферах.

Его слава началась в середине 1970-х.

Шеро представил на фестивале в Байройте свою версию вагнеровской тетралогии «Кольцо Нибелунгов»: он перенес действие знаменитой оперы во времена композитора, в середину XIX века, и превратил ее в аллюзию на то, как Маркс представлял себе капитализм и эксплуатацию рабочего класса.

После такого прочтения классики Шеро был признан гениальным режиссером, получил множество предложений о работе, а заключительная часть цикла, которую он представил в Байройте в 1980-м, завершилась получасовой овацией.

Шеро оказался очень разносторонним творцом и не замкнулся только в оперных рамках, хотя у фанатов оперы он остался в памяти как постановщик «Кольца нибелунгов», «Сказок Гоффмана» Оффенбаха или «Воццека» Альбана Берга. Для театралов Шеро известен как режиссер и классической (от Шекспира и Мольера до Ибсена и Ведекинда), и современной драматургии — в его послужном списке среди прочих есть постановки по Бернар-Мари Кольтесу и Хайнеру Мюллеру. Его драматические работы почитали за честь поставить в свою программу фестивали в Эдинбурге и Авиньоне. В оперном жанре, пожалуй, ему просто не было равных: без него не сложился бы в том виде, в каком он существует сейчас, жанр «режиссерской оперы» (которому многие представители музыкального театра до сих пор отказывают в праве на существование).

Стоит отметить, что с музыкальной стороны в оперных постановках с ним работали лучшие из лучших — «Кольцом Нибелунгов» и «Лулу» по Бергу в 70-е дирижировал француз Пьер Булез, «Дон Жуаном» Моцарта и «Тристаном и Изольдой» — израильтянин Даниэль Баренбойм.

На последней работе Шеро в оперном жанре, поставленной в нынешнем году, музыкальной частью заведовал финн Эса-Пекка Салонен.

В кино Шеро также проявил себя ярко: найдется немало киноманов, которые знают Шеро исключительно как кинорежиссера или актера: он сыграл несколько ролей, среди которых, например, в «Дантоне» Анджея Вайды. Интересно, что эпизодическая роль, сыгранная им в фильме «Время волков» Михаэля Ханеке, стоила картине места в каннском конкурсе 2003 года: будучи председателем жюри, француз решил исключить любой конфликт интересов, несмотря на громкие призывы кинообщественности не быть столь щепетильным.

А его кинорежиссерская карьера началась еще до байройтского «Кольца» — с экранизации романа Джеймса Чейза «Плоть орхидеи» в 1975 году.

И уже с начала 80-х он регулярно участвует в кинофестивалях класса А и получает престижные награды. Так, его социально-ироничный «Раненый человек» в 1983 году участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и получил «Сезар» за лучший сценарий. Он вернулся в Канн в 1994 году с «Королевой Марго», главную роль в которой сыграла Изабель Аджани, — и эта картина завоевала два приза, в том числе престижный Гран-при жюри, а также номинировалась на премии «Оскар», «Золотой глобус», получила пять «Сезаров» и стала одним из тех фильмов, которые обеспечили Шеро международную славу. Второй такой картиной стала драма «Интим» по сценарию Ханифа Курейши, которая тоже участвовала в каннском конкурсе и стала детонатором настоящего скандала: от заслуженного уже режиссера никто не ожидал резкой ультрапсихологичной ленты на грани порнографии. «Интим» получил двух берлинских «Медведей» — главного, золотого, и серебряного, доставшегося Керри Фокс за лучшую женскую роль.

Его последним фильмом стало «Преследование» — история о необъяснимой жестокости жизни участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля 2009 года.

Композитор Пьер Булез, узнав о кончине Шеро, назвал его «единственным режиссером, с которым имел желание работать». «Его работа держится на деталях, которые в результате принимают общечеловеческое значение и несут в себе невероятные эмоции, — поделился композитор с изданием Le Monde. — Мне было спокойно рядом с Шеро, и, если он предлагал что-либо, я всегда соглашался на эксперимент».

Новости и материалы
В Белоруссии одобрили проект программы Союзного государства «Приоритет»
В Белгороде третий раз на ночь звучит сирена ракетной опасности
Тара Рид пообещала бороться за привлечение Байдена к ответственности за домогательства
Захарова заявила, что западные страны хотят вымарать РФ из числа победителей в ВОВ
Родителям дали советы, как поддержать ребенка перед ЕГЭ
Опасность атаки беспилотников объявлена в Курской области
В Иране режиссера — участника Канн приговорили к восьми годам заключения
Байден пояснил, как Трамп отнесется к поражению на выборах президента США
В России создали онлайн-карту военных памятников, снесенных за рубежом
Российский десант прорвал оборону ВСУ в зоне СВО
США признали, что не смогут отразить масштабную воздушную атаку на Ближнем Востоке
Израиль предупредил США, что пауза в поставках оружия может сорвать переговоры с ХАМАС
В Софии запретили проведение «Бессмертного полка»
Россиянам объяснили, почему нельзя пить кофе перед выступлением
Ким Чен Ын заявил, что Россия должна нанести поражение «кулачному праву империализма»
Президент клуба Первой лиги назвал условие поражения «Зенита» в РПЛ
Поставщик Renault подал иск о банкротстве «Москвича»
Байден сообщил, что США могут прекратить поставлять оружие Израилю
Все новости