Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Она явилась и зажгла

В Большом театре идут премьерные показы возобновленной постановки оперы Вагнера «Летучий голландец»

В год празднования 200-летия со дня рождения Вагнера Большой театр снова обратился к его опере «Летучий голландец». Это возобновление спектакля 2004 года, сделанного в том же Большом знаменитым немецким режиссером Петером Конвичным. Опера поставлена в первой авторской редакции, без антракта.

Летучий Голландец, проклятый небом капитан корабля, обреченный, как Вечный Жид, на скитания до Страшного суда, мечтает о смерти, но она достижима лишь в случае женитьбы на верной девушке, а где сыскать верных девушек в наше время? Разве только Сента, дочь алчного моряка Даланда, не гнушающегося продать родную кровь в жены печальному незнакомцу в старинном платье, раскрывающему перед папашей сундуки с золотом.

Девица же деньгами не интересуется, ей подавай ожившую легенду о Летучем Голландце, сладко тешащую девичьи грезы.

Несмотря на мольбы отвергнутого жениха Эрика, Сента обещает пришельцу свою руку, но тот, слыша объяснение девушки с ухажером, отказывается верить ее обещаниям. У Вагнера верность до смерти подтверждена самоубийством Сенты, бросающейся в море. Конвичному важно показать, что богатство и самодовольство фатально мешают жизни и любви, но любовь тоже несет деструктивный потенциал. Финал у него другой. Гораздо более страшный. В спектакле, несмотря на репутацию Конвичного как эпатажника, нет натужной актуализации действия. Тем не менее автор убежден, что оперный режиссер — посредник между музыкой и современностью. Театральные эмоции у него одновременно и вечны, и актуально созвучны нашим дням, и сцепка времен органична, как в либретто, связывающем появление неумирающих моряков из прошлого в чуждом им будущем.

Кто был десять лет назад на премьере, запомнил пьянящее ощущение художественного прорыва.

Интеллектуально многослойная, искренняя и страстная постановка Конвичного (к тому же превосходно тогда спетая) словно проветрила пыльное здание Большого.

Режиссер расслышал в музыке экзистенциальный трагизм фразы «Счастье — это когда тебя понимают». Конечно, в октябре 2013 года хотелось пережить прежние эмоции еще раз. Даже памятуя о том, что завышенные ожидания мешают восторгу, да и древний философ не зря сказал, что дважды в одну и ту же реку не войдешь: и ты другой, и вода в реке другая. Вообще глупо сравнивать — попадешь в ловушку ностальгии типа «раньше трава была зеленее и девушки красивее». Но уши (в опере — инструмент поважнее разума) подтверждали: в том, что философ оказался прав, виноват не Конвичный, которого на премьере вообще не было. Постановку в Москве большей частью делала его ассистент Нина Гюльсдорф, которая, видно, не увлекла певцов актерскими задачами: многие мизансцены разыграны с какой-то небрежностью, что особенно досадно в концептуальном и шокирующем — по замыслу — финале. Он практически не оставил впечатления, а значит, режиссерский замысел оказался провален.

Беда и с главными героями.

Голландец (канадец Натан Берг), использовавший свой бас-баритон без особого энтузиазма, особенно к концу, и чересчур капризная по ужимкам Сента (американка Магди Байерс), не обладающая необходимой для Вагнера плотностью голоса и поплывшая на действительно запредельных у композитора верхах, до уровня события не дотянули. Оркестр под управлением Василия Синайского был четок и слажен, но как будто норовил все упростить, сведя сложность мистической музыкальной драмы к однозначному «кровь-любовь». Хорошо хоть, что Виктор Антипенко (Эрик), Евгения Семенюк (няня Сенты) и поляк Александр Телига (Даланд) без проблем и даже вдохновенно проникли в вокальную суть персонажей.

Но оценивать концепцию Конвичного приходилось в трудных условиях.

На фоне картонного бушующего моря медленно опускаются сходни. Справа — металлические, с современного судна. Слева — деревянные, обросшие водорослями, с корабля Голландца. Коротко стриженные, полнокровные мужчины в джинсах и куртках смешаются с бледными и тощими длинноволосыми существами, при старинных шляпах с перьями и в черных камзолах XVII века. Пока моряки наших дней, как дикари, навешивают на себя золото из бездонных сундуков скитальца, появляется странная улыбчивая девушка в белом (то ли ангел, то ли бес в ангельском облике), дерзко докуривающая сигарету после Голландца: она пройдет безмолвным призраком сквозь все действие. Во втором акте картинка резко меняется, уходя в современный фитнес-центр с велосипедами-тренажерами. Женское население приморского городка поет знаменитую песню прях «Крутись, колесико», подразумевая спортивные занятия. Сента, вертя педали, мечтательно прижимает к сердцу автопортрет Рубенса (очевидная ирония постановщика), сходство с которым она найдет в объявившемся Голландце. Ее горячая мечта о спасении мужчины, сбившегося с пути истинного, — это так по-женски! Конвичный ненавидит мещанское болото и всем довольных, кроме зарплаты, обывателей, горячо сочувствуя тем, кто на обывателя не похож. Но режиссер не так прост, чтобы не понимать: когда в душе перебор жертвенности — будет слишком много жертв. Ирония в адрес чрезмерно раздутого романтизма разбросана по всему спектаклю. Недовольный жених Эрик появляется в белом махровом халате и тапочках, отчего его любовные стенания приобретают забавный оттенок.

А полуистлевшее подвенечное платье, извлекаемое из сундука Голландца, Сента напяливает поверх спортивного костюма, не снимая кроссовок.

Финал развернется на огромном ржавом складе, где по совместительству бытует местная пивнушка. Пьяные моряки Даланда и их глупые подружки задирают безмолвно сидящих спутников Голландца. В драке будут жертвы. Эрик снова пристает к невесте, Голландец хочет снова уплыть в море, а Сента, раздраженная прилипчивостью бывшего жениха, вне себя: а как же ее жертвенность? Смерти она не боится — ни своей, ни чужой: когда слишком сильно жалеешь себя, перестаешь жалеть других. К тому же, верша собственный Страшный суд, девица выполняет тайное желание любимого: он тоже не одержим человеколюбием (пришвартовавшись к берегу, Голландец пел о мечте — гибели человечества в очистительном огне, лишь тогда скиталец обретет покой).

И вот она, страсть, испепеляющая в буквальном смысле, и взрывной темперамент, тоже буквально.

Сверкая фанатичными глазами, Сента выкатывает бочку с порохом (а может, баллон с газом) и поджигает ее, отправляя на тот свет и себя, и папашу с Эриком, и всех земляков. А зритель пусть решает: если теракт совершен в состоянии аффекта, это отягчающее или смягчающее обстоятельство?

Новости и материалы
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Постпред РФ обвинил США в составлении сценариев преступления Украины
Бывший футболист сборной оценил попадание в руку Чалова в штрафной ЦСКА
Войска РФ поразили технику ВСУ на ж/д станции в Харьковской области
В Крыму сообщили об учениях на море
Стало известно, чем занимаются ученые на Украине
Стало известно о мощнейшей DDoS-атаке в момент старта «Диктанта Победы»
В США объяснили, почему Киеву нужно с осторожностью пользоваться новым пакетом помощи
В сеть слили цену неанонсированного планшета Google
Блинкен пригрозил Китаю новыми санкциями из-за конфликта на Украине
Все новости