Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Плейбой для Ильича

В Центре фотографии имени братьев Люмьер показывают работы «харьковской школы фотографии» 1970–2010 годов

На выставке «Акт неповиновения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер показывают работы альтернативной «харьковской школы фотографии» 1970–2010 годов

В начале 1970-х богема полупериферийного Харькова соединила в себе все то, что позволило этому городу стать чуть ли не единственным оазисом альтернативной фотографии в СССР: выставленную напоказ провинциальность в сочетании с антисоветчиной, склонность к внутреннему эксгибиционизму и, главное, смех, который не давал художникам-«китчистам» скатиться в площадную демагогию.

Харьковская школа фотографии (иногда ее называют школой «новой документальности» или «другой советской фотографией») появилась как реакция на явления периода брежневского застоя и в некоторых других формах продолжает существовать до сих пор. Ее история началась в 1972 году, когда группа «Время» (Борис Михайлов, Евгений Павлов, Юрий Рупин, Олег Малеванный, Александр Супрун) разработала так называемую теорию удара:

все «ударные» снимки должны быть авангардными, должны потрясать основы и высмеивать затхлый быт Страны Советов.

Перемешав свои интимные фантазии с официальной идеологией, а концептуализм — с упрощенным до предела реализмом, художники несли в мир правильные идеи, но в ложных, доведенных до абсурда пропорциях.

Так в стерильный мир советского искусства вошла табуированная тема интима и неприглядных личных драм, которые разыгрываются на фоне пожелтевших обоев, потертого ковра с восточным орнаментом и алюминиевых тазов для белья.

Фотографы харьковской школы экспериментировали с монтажом — «накладывали» один слайд на другой, использовали технику механического соединения случайных кадров сомнительного художественного достоинства. Из-за отсутствия адекватной фототехники «плохое качество» было вынуждено стать эстетической категорией, а малометражные квартиры и коммуналки заменили художникам недостающие фотостудии.
Сам термин «харьковская школа фотографии» в конце 1960-х придумал фотограф Борис Михайлов, которого в советское время уволили с работы «за порнографию». Сейчас его работы, названные художником Ильей Кабаковым «тотальными», хранятся в лондонской галерее Tate Modern и в нью-йоркском музее MоMA. На выставке в Центре братьев Люмьер, правда, нет ни одной из них.

Зато есть работы одного из основоположников «Времени» Евгения Павлова и Владимира Шапошникова, представителей «среднего поколения» харьковской школы Романа Пятковки и Сергея Солонского, а также проекты молодых арт-групп «Шило» и Boba-group. В объективе их фотокамер

инструментом протеста становится не само человеческое тело, а заключенная в нем ничем и никем не контролируемая сила и болезненная, сюрреалистическая эротика.

Харьковская фотография в отличие от, например, авангардной атональной музыки понятна и податлива, как соцреализм. Визуальный словарь ее языка состоит из ура-патриотических советских плакатов (серия «Агитплакат» Романа Пятковки), вручную раскрашенных снимков из домашнего альбома («Парнография» Павлова и Шапошникова), кусочков обывательского быта и официальных символов эпохи, на которые наложены фото обнаженных жен, подруг и любовниц художников (серия «Игры голых» Пятковки и «Мать метро» Валеры и Наташи Черкашиных).

Серия «Советское фото» художника Романа Пятковки сегодня вызывает хохот.

Накладывая эротические снимки на обложки и отдельные кадры из официозного советского журнала (на страницы которого харьковчане, разумеется, и не чаяли попасть), он намеренно разрушает образ культурного героя — инженера, космонавта, труженика или, скажем, строителя БАМа.

Пятковка безжалостно топчет этот идиллический тоталитарный мир, в котором все заранее предопределено.

Об этом же другая серия его работ — «Игры голых», созданная в 1990-х. Здесь обнаженная фигура обрушивается прямо на памятник Владимиру Ильичу, с которым образует весьма неоднозначный симбиоз.

Но если авторы, которые дебютировали в 1980-е годы, шли по следам группы «Время», то художники нового поколения видят в советском наследии не только повод поупражняться в злой сатире. Арт-группа Boba-group (Василиса Незабаром и Юлия Дроздек), например, никаких особенных порнографических аллюзий себе не позволяет. В довольно откровенной серии работ «Мебель из Гадяча» они размышляют о родственной природе тел (мужских, детских, женских) и вещей, вывезенных когда-то из бабушкиного дома в Полтавской губернии.

Суть переворота, затеянного харьковскими художниками, не только в том, что они снимали обнаженную натуру в то время, когда эротика в СССР была исключительно за закрытой дверью. Через нарушение запретов и эксплуатацию эротики, граничащей с китчем, они расширяли границы дозволенного и одновременно создавали пространство парадоксов, в котором не существовало противопоставлений «официальное – альтернативное» и «одетое – раздетое».

Новости и материалы
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Постпред РФ обвинил США в составлении сценариев преступления Украины
Бывший футболист сборной оценил попадание в руку Чалова в штрафной ЦСКА
Войска РФ поразили технику ВСУ на ж/д станции в Харьковской области
В Крыму сообщили об учениях на море
Стало известно, чем занимаются ученые на Украине
Стало известно о мощнейшей DDoS-атаке в момент старта «Диктанта Победы»
В США объяснили, почему Киеву нужно с осторожностью пользоваться новым пакетом помощи
В сеть слили цену неанонсированного планшета Google
Блинкен пригрозил Китаю новыми санкциями из-за конфликта на Украине
Все новости