Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
  • Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
  • Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
  • Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
  • Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
  • Кадр из фильма «Август. Графство Осейдж»
1 5

С вами и ада не надо

В прокат вышел фильм «Август», экранизация пьесы «Август: Графство Осейдж»

Владимир Лященко

В прокат вышел «Август» с Мерил Стрип, Джулией Робертс, Юэном Макгрегором, Бенедиктом Камбербэтчем и еще восемью хорошими артистами.

Окруженный книгами седовласый Беверли Уэстон (Сэм Шепард) голосом, который выдает в нем печаль познаний, объясняет нанимаемой горничной (Мисти Апхэм) ситуацию в доме:

«У нас с женой конфликт интересов: она ест таблетки, а я предпочитаю выпивать».

Супруга Вайолет (Мерил Стрип) не замедлит появиться в кабинете, чтобы продемонстрировать выдающийся пример асоциального поведения: рак полости рта, по ее словам, сжигает язык, с которого ежеминутно срываются желчные ремарки. Через пару дней Беверли выйдет за порог, сядет в машину и не вернется.

Исчезновение патриарха становится поводом для воссоединения семьи, но каждый родственник тянет за собой такой шлейф проблем и обид, что скорбное равновесие могла бы нарушить и мелочь, а жители невыносимо жаркой Оклахомы не мелочатся.

«Кому могло прийти в голову обосноваться здесь? Воткнуть флаг и построить дом? За это место мы поимели индейцев?» — задается риторическими вопросами героиня Джулии Робертс на пути к родному дому.

Барбара — старшая из трех дочерей Уэстонов, ее застарелый конфликт с матерью-наркоманкой проецируется на дочь-подростка (Эбигейл Бреслин), ее любовь к покинутому отцу — на давшие трещину отношения с мужем (Юэн Макгрегор).

У ее сестер нет и того. Средняя Карен (Джульетт Льюис) отчаянно бодрится и прибывает с очередным бойфрендом (Дермот Малруни) на «Феррари», но ничего хорошего от образцового скользкого типа ждать не приходится. Милая младшая Айви (Джулианна Николсон) променяла собственную жизнь на заботу о родителях. Групповой портрет завершает тетушка Мэтти Фэй (Марго Мартиндейл) — сахарная с племянницами, преданно любящая сестру, шутливо-мягкая с мужем Чарльзом (Крис Купер), она уничижительно отзывается о собственном сыне Крошке Чарльзе.

Послушав ее, можно вообразить себе бессмысленного кретина, а приезжает настоящий князь Мышкин, сыгранный Бенедиктом Камбербэтчем на грани карикатурности: кроткий, добрый, беззащитный, не пойми за что презираемый матерью человек.

Мужчинам (случайный чужак на дорогой машине не в счет) в этой семье крепко достается от женщин, сила которых раз за разом оборачивается жестокостью.

Фильм Джона Уэллса «Август» — экранизация пьесы «Август: Графство Осейдж» драматурга Трейси Леттса, специалиста по «южной готике» и душному безумию, которым пропитаны Великие Равнины американского Среднего Запада, автора «Глюков» и «Киллера Джо», блистательно экранизированных Уильямом Фридкиным.

В «Августе» Леттс, который сам написал сценарий к фильму, оказывается на территории и классиков американской драмы отношений, и чеховских «Трех сестер», и толстовского приговора «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

А «жизнь очень длинная» — словно добавляет драматург подписанную Т.С. Элиотом констатацию очевидного.

Сравнения неслучайны. Мерил Стрип играет Вайолет, оглядываясь на героиню Элизабет Тейлор из снятой в 1966-м экранизации пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?», а Леттс в 2013-м получил актерскую премию «Тони» за роль Джорджа в театральной постановке этого же произведения. Через два года после выхода в свет пьесы «Август: Графство Осейдж» (Пулитцеровская премия в 2008-м) Леттс переписал «Трех сестер» по заказу орегонского Artists Repertory Theatre.

Связующие нити Леттс вяжет в гордиев узел (не удержавшись от того, чтобы вплести это выражение в реплику одного из героев). Актеры играют выгодный материал с полной отдачей:

Мерил Стрип солирует, превращая каждую сцену в бенефис, Джулия Робертс находит для ярости героини какие-то новые силы, каждая роль сыграна мастерски. Не хватает только режиссера, который связал бы нарезку эпизодов в живое кино.

Происходящее на экране равно легко представить на театральной сцене и в четырех стенах ситкома. Джон Уэллс — крепкий сериальный профессионал с единственным кинофильмом «В обществе мужчин» в режиссерской фильмографии. Показательно, что даже важную для Леттса оклахомскую жару он декларирует (о ней часто говорят) и показывает (то Марго Мартиндейл начнет обмахивать лицо газетой, то Джулия Робертс встанет напротив вентилятора), но не способен заставить зрителя ее почувствовать.

У того же Фридкина в «Глюках» и «Убийце Джо» (там вместо Оклахомы был Техас) экран плавился от невыносимо горячего воздуха — как если бы лампа кинопроектора выжигала кислород, которым дышат герои. Благодаря этому мороку в кадре оживало гротескное безумие персонажей леттсовских пьес. Но Уэллс — не Фридкин, не Майк Николс (снявший в «Кто боится Вирджинии Вулф?» тогда еще в первый раз супругов Ричарда Бёртона и Элизабет Тейлор), и не Джон Кассаветис, который снял свою жену Джину Роулендс в написанной для нее предельно личной ленте «Женщина под влиянием». Главная проблема Уэллса в случае с «Августом» заключается в том, что для выбранного им материала он, увы, патологически нормален.