Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Арт и дизайн

Боб Кошелохов. «Другая планета». 2007. Холст, масло
Александр Савко. «Внимание, Венера!» 2014. Холст, печать, акрил
Анастасия Заборовская. «Свет Далекой Звезды». 2013-2014. Спутниковая тарелка (локатор). Золото, акрил, смешанная техника
Владимир Марин. «Телескоп». 2013. Посуда, сварка, эмаль пф-115
Таня Баданина. «Обратная перспектива». 2011. Дерево, оргстекло, свет, зеркало
Георгий Острецов. «Порфирий Иванов на Луне». 2014. Дуб, медь, эпоксидная смола
Дмитрий Шорин. «Луна-1». 2013. Холст, масло
Зоя Сокол. «Выпускники 1-го военно-авиационного училища летчиков им. К.Е. Ворошилова.1959 год». 2012. Проект «Белка»
Георгий Острецов «Портрет Порфирия Иванова по мотивам авто-портрета Леонардо». 2014. Эпоксидная смола, медная и латунная трубка
Дмитрий Шорин, «Дима и Ева», 2009, холст масло
Максим Башев. «Инфанта». 2014. Акрил, холст
Сергей Базилев. «Гагарин на пляже». 2014. Холст, масло
Ринат Волигамси. «Созвездие».2010. Холст, масло
Ю. Аввакумов. «Циолковский Кенотаф», 2011 Модель. Пластик
Таисия Короткова. Из серии «Технология». 2007. Темпера, левкас, доска
Иван Михайлов. Из серии «Детские площадки». 2010. C-print
Игорь Гусев. «Александр Великий». 2013. Холст, масло
Илья Исупов. «Рождество». 2011. Бумага, акварель
Боб Кошелохов. «Другая планета». 2007. Холст, масло
Александр Савко. «Внимание, Венера!» 2014. Холст, печать, акрил
Анастасия Заборовская. «Свет Далекой Звезды». 2013-2014. Спутниковая тарелка (локатор). Золото, акрил, смешанная техника
Владимир Марин. «Телескоп». 2013. Посуда, сварка, эмаль пф-115
Таня Баданина. «Обратная перспектива». 2011. Дерево, оргстекло, свет, зеркало
Георгий Острецов. «Порфирий Иванов на Луне». 2014. Дуб, медь, эпоксидная смола
Дмитрий Шорин. «Луна-1». 2013. Холст, масло
Зоя Сокол. «Выпускники 1-го военно-авиационного училища летчиков им. К.Е. Ворошилова.1959 год». 2012. Проект «Белка»
Георгий Острецов «Портрет Порфирия Иванова по мотивам авто-портрета Леонардо». 2014. Эпоксидная смола, медная и латунная трубка
Дмитрий Шорин, «Дима и Ева», 2009, холст масло
Максим Башев. «Инфанта». 2014. Акрил, холст
Сергей Базилев. «Гагарин на пляже». 2014. Холст, масло
Ринат Волигамси. «Созвездие».2010. Холст, масло
Ю. Аввакумов. «Циолковский Кенотаф», 2011 Модель. Пластик
Таисия Короткова. Из серии «Технология». 2007. Темпера, левкас, доска
Иван Михайлов. Из серии «Детские площадки». 2010. C-print
Игорь Гусев. «Александр Великий». 2013. Холст, масло
Илья Исупов. «Рождество». 2011. Бумага, акварель
  • Боб Кошелохов. «Другая планета». 2007. Холст, масло
  • Александр Савко. «Внимание, Венера!» 2014. Холст, печать, акрил
  • Анастасия Заборовская. «Свет Далекой Звезды». 2013-2014. Спутниковая тарелка (локатор). Золото, акрил, смешанная техника
  • Владимир Марин. «Телескоп». 2013. Посуда, сварка, эмаль пф-115
  • Таня Баданина. «Обратная перспектива». 2011. Дерево, оргстекло, свет, зеркало
  • Георгий Острецов. «Порфирий Иванов на Луне». 2014. Дуб, медь, эпоксидная смола
  • Дмитрий Шорин. «Луна-1». 2013. Холст, масло
  • Зоя Сокол. «Выпускники 1-го военно-авиационного училища летчиков им. К.Е. Ворошилова.1959 год». 2012. Проект «Белка»
  • Георгий Острецов «Портрет Порфирия Иванова по мотивам авто-портрета Леонардо». 2014. Эпоксидная смола, медная и латунная трубка
  • Дмитрий Шорин, «Дима и Ева», 2009, холст масло
  • Максим Башев. «Инфанта». 2014. Акрил, холст
  • Сергей Базилев. «Гагарин на пляже». 2014. Холст, масло
  • Ринат Волигамси. «Созвездие».2010. Холст, масло
  • Ю. Аввакумов. «Циолковский Кенотаф», 2011 Модель. Пластик
  • Таисия Короткова. Из серии «Технология». 2007. Темпера, левкас, доска
  • Иван Михайлов. Из серии «Детские площадки». 2010. C-print
  • Игорь Гусев. «Александр Великий». 2013. Холст, масло
  • Илья Исупов. «Рождество». 2011. Бумага, акварель
1 18

Искусство, ты просто космос

Выставка «К полету готов?» ко Дню космонавтики в Музее современного искусства

Татьяна Сохарева

Ко Дню космонавтики в ММСИ открылась выставка «К полету готов?», на которой современные художники разрушили советский космический миф и превратили Гагарина в веселого хасида, а спутниковую тарелку — в передатчик божественных импульсов.

При входе в музей — фотография: чучело космонавта, сделанное акционистом Олегом Куликом, болтается на серебристом шланге-пуповине под потолком, расписанным в стилистике эпохи Возрождения. На фоне библейских сцен восковой уродец с искривленной диковатой ухмылкой физиономией, в потрепанном скафандре смотрится «чужим», сбежавшим из фильма Ридли Скотта. Современные художники, утратившие вкус к романтическим подвигам, решили, что человеку в нелепом рыжем комбинезоне нет места в этом универсуме — среди пленительных Венер, шестикрылых серафимов и нагих атлетов — прародителей человечества.

«К полету готов?» — это вопрос, который летчик-испытатель и инструктор Марк Галлай каждый день задавал Юрию Гагарину и другим космонавтам первой шестерки перед тренировочными полетами.

От выставки с таким названием, которая к тому же открылась в канун Дня космонавтики, ожидаешь смеси избитых образов из арсенала годной на каждый день советской героики: гагаринских улыбок, белок-стрелок, хвалебных речей. Вместо этого

Юрий Аввакумов, Константин Батынков, Олег Кулик, Александр Савко и еще сорок художников ищут язык, на котором об отжившем прошлом не нужно было бы говорить ледяным голосом Левитана.

В ММСИ не занимаются реконструкцией космического мифа, а показывают целый каталог его мутаций: от напоминающих ковер «Мишек на Марсе» Дамира Муратова до квазиакадемического полотна «Дима и Ева» Дмитрия Шорина — автопортрета художника с героиней-роботом из мультфильма «ВАЛЛ-И».

Присвоив себе космос, советская культура сделала из него не мечту, а абстракцию с идеологическим подтекстом. Юрий Гагарин превратился в идола, а любая космическая одиссея — в инструмент пропаганды.

Однако освобожденный от навязанной героической стилистики язык художественных образов захлебнулся сам собой. На смену идеологически верным гимнам сверхчеловеку, покорившему небесную твердь, пришли Гагарин-святой в сияющем скафандре-нимбе (мозаика Анатолия Ганкевича) и Гагарин-хасид с пейсами и в черной меховой шапке (работа Александра Ройтбурда из серии «Если в кране нет воды…»).

Из прошлого века в настоящий перебрался только Сергей Базилев с гигантским полотном «Гагарин на пляже», соединившим громоздкость соцреализма с импрессионистской техникой.

Чтобы вернуть космосу его сакральное значение, современные художники создают культурное пространство, в котором спутниковая тарелка с ликом святого становится передатчиком божественных импульсов (Мария Заборовская), а нагромождение старых ведер, тазов и кастрюль — телескопом (Владимир Марин). Выставка «К полету готов?», таким образом, становится иллюстрацией к вечному конфликту двух космосов: культурного и настоящего.

Разные по характеру и форме работы, конечно, встретились здесь по воле кураторов. Их объединяет разве что стеб, которому обломки советского мифа служат исходным материалом.

На групповой фотографии выпускников военно-авиационного училища 1959 года Зои Сокол, например, вместо космонавтов — собаки: Чайка, Лисичка, Белка, Стрелка, Снежок, Ветерок, все при парадных мундирах.

XX век, разжаловавший Бога, бредил космосом и искал в нем основ для нарождающейся цивилизации. Однако для нивелирования религиозного Гагарин сделал гораздо больше, чем советская власть. Он разрушил фундаментальную культурную антитезу «земля-небо»: небо оказалось пустым, и все приписываемые ему смыслы вновь обрушились на землю, а затем переродились в произведения искусства. Звездная ночь, нарисованная на перевернутых больничных койках («Периферийная галактика» Звягинцевой), — вот наш сегодняшний космос.