Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Андрей Кончаловский награжден «Серебряным львом» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Андрей Кончаловский
Рой Андерссон, получивший «Золотого льва» за фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»
Альба Рорвакер с кубками Вольпи за роль в фильме «Голодные сердца»
Итальянский актер и режиссер Карло Вердоне
Актер и режиссер Джеймс Франко раздает автографы
Андрей Кончаловский награжден «Серебряным львом» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Андрей Кончаловский
Рой Андерссон, получивший «Золотого льва» за фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»
Альба Рорвакер с кубками Вольпи за роль в фильме «Голодные сердца»
Итальянский актер и режиссер Карло Вердоне
Актер и режиссер Джеймс Франко раздает автографы
  • Андрей Кончаловский награжден «Серебряным львом» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
  • Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
  • Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
  • Кард из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
  • Андрей Кончаловский
  • Рой Андерссон, получивший «Золотого льва» за фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»
  • Альба Рорвакер с кубками Вольпи за роль в фильме «Голодные сердца»
  • Итальянский актер и режиссер Карло Вердоне
  • Актер и режиссер Джеймс Франко раздает автографы
1 9

«Почтальон» принес Кончаловскому «Льва»

Итоги 71-го Венецианского кинофестиваля

Наталия Хлюстова (Венеция)

71-й Венецианский кинофестиваль завершился победой российского и шведского кино — Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», а главный приз достался шведу Рою Андрессону за картину «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни».

В фильме, получившем «Золотого льва» 2014 года, есть удивительная сцена: Карл XII в декорациях современного мира возвращается из-под Полтавы, где его армия потерпела поражение, и пытается зайти в туалет в баре, но безуспешно: там занято.

Король садится к барной стойке и уныло рассуждает об «этих непредсказуемых русских».

Но сражаются европейцы с русскими только на экране.

В реальности вполне дружелюбное соперничество шведа Роя Андерссона (это его фильм «Голубь сел на ветку, размышляя о бытии» получил главный приз венецианской Мостры) с россиянином Андреем Кончаловским закончилось, по сути, двойной победой.

Правда, если Андерссону досталось золото, то российскому фильму с таким же длинным и причудливым названием («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына») только второй по значимости приз — «Серебряный лев» за режиссуру.

Андерссон снимал свою картину семь лет как завершение монументальной «Трилогии Живущего», над которой режиссер работает уже полтора десятилетия (предыдущие два ее фильма, «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий», выходили в российский прокат), и был вознагражден за усилия первым столь авторитетным трофеем в своей профессиональной жизни.

Кончаловский сделал свой фильм сравнительно быстро и явно не мучительно,

именно этим он выгодно отличается от предыдущих работ мастера — «Дома дураков», «Глянца» и «Щелкунчика». Его приз —

за легкое дыхание, виртуозность режиссуры, умение передать на экране настоящую, неподдельную жизнь и показать ту Россию, которую никогда не видели ни в Европе, ни даже в Москве.

Двух более различных фильмов не придумать при всем желании. Андерссон — перфекционист, снимающий свои картины продолжительными кадрами, на неподвижную камеру. Перед ней персонажи, как правило непрофессиональные актеры (в этом, и больше ни в чем, он сходится с Кончаловским), в клоунском белом гриме разыгрывают печальные и комичные анекдоты. Сюжета как такового в картине нет, главных героев тоже, хотя есть несколько сквозных:

несчастливо влюбленная преподавательница фламенко, неудачливый и одинокий капитан дальнего плавания, двое коммивояжеров, торгующих якобы смешными масками и вампирскими зубами из пластмассы.

Все вместе складывается в единое полотно — фрагментарное, но вместе с тем цельное, посвященное вечным качествам человека: оппортунизму, эгоизму, жестокости, скупости, глупости — но и милосердию, щедрости, чувству юмора. Режиссер уверяет, что название ему подарили «Охотники на снегу» Питера Брейгеля-старшего, а структуру помогли найти Беккет и Сервантес.

Кончаловский же снял картину, в которой нет места той искусственности,

которая в случае Андерссона поднимается до уровня искусства. «Белые ночи...» — фильм свободный, непосредственный, естественный и как бы органический, хотя все-таки не документальный.

Да, он снимался в Архангельской области, сразу в нескольких деревнях района Кенозерья, и среди исполнителей главных ролей только два «настоящих актера» (один из них — совсем маленький мальчик), но

там есть выразительный центральный герой — сыгравший сам себя почтальон Алексей Тряпицын — и почти детективный сюжет, связанный с похищением у него лодочного мотора, без которого невозможно доставлять почту и развозить хлеб.

И поэзия, и немудрящая философия этой картины повседневны и простодушны, но отнюдь не банальны. Здесь Кончаловскому, который, кстати, был самым пожилым участником венецианского конкурса,

удалось подняться до высоты своего лучшего и очень уже старого фильма — «Истории Аси Клячиной».

Третий награжденный фильм, получивший Гран-при, — «Вид тишины», вторая часть документальной дилогии американского режиссера Джошуа Оппенгаймера, чей «Акт убийства» стал одной из сенсаций прошлого года.

Здесь, как и там, говорится о массовых убийствах в Индонезии середины 1960-х годов.

Только там героями были палачи, без стеснения рассказывавшие о своих зверствах и даже разыгрывавшие их в форме своеобразного мюзикла, а

в новом фильме речь идет о безмолвных жертвах и их потомках, которые до сих пор пытаются понять, как же такое могло случиться, — и не могут.

Глубокое, серьезное, драматичное, но не дидактичное кино с самого начала считалось претендентом на один из главных призов, и его награждение было встречено овацией.

За актерские работы выразительными «Кубками Вольпи» была награждена эксцентричная пара из фильма талантливого итальянца Саверио Костанцо «Голодные сердца» — американец Адам Драйвер (вскоре мы увидим его в новых «Звездных войнах») и очень популярная на родине итальянка Альба Рорвахер.

В этом весьма ярком, но не во всем убедительном фильме они играют молодых родителей, чья семья трагически распадается после рождения ребенка: папа и мама никак не могут договориться, чем его кормить — овощами или мясом.

Также награды достались картинам «Последний удар гонга» француженки Аликс Делапорт (юный Ромэн Поль получил приз Марчелло Мастроянни как лучший начинающий актер), «Истории» иранки Рахшан Баниетемад (лучший сценарий) и «Сивас» дебютанта из Турции Каана Муждечи (специальная премия жюри). Шансы увидеть их в российском прокате невелики. «Вид тишины» наверняка привезут на тот или иной фестиваль документального кино, а то и выпустят на экраны, как выпускали «Акт убийства», «Голубь...» Роя Андерссона все еще ищет дистрибьютора,

а вот судьба «Белых ночей...» Кончаловского остается под вопросом.

В фильме хватает нецензурной лексики, и по новым правилам выпустить его в кинотеатрах не представляется возможным. Впрочем, сам автор обещал в ближайшее время попросту выложить свою работу в интернет — для всех.