Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эксгибиционизм по расовому принципу

В Музее современного искусства показывают «Exhibit B» — перформанс на темы рабства и расизма

Антирасистскую имитацию «человеческого зоопарка» XIX века с чернокожими актерами в качестве экспонатов — скандальный проекта «Exhibit B» южноафриканского художника и куратора Бретта Бейли показывают в ММСИ в рамках фестиваля «Территория».

Десяток чернокожих актеров и один киргиз молча стоят на постаментах, сидят в клетках и вольерах, лежат на операционном столе, носят намордники и застревают в голландском натюрморте.

Проект «Exhibit B» представляет собой воссозданный «человеческий зоопарк», какие были любимым аттракционом европейцев в XIX веке.

Белые люди привозили африканцев на ярмарки и балаганы, над ними потешались, ставили опыты, доказывая расовое несовершенство чернокожих и огрехи эволюции.

Сама выставка сделана в жанре «блэксплуатации» — как криминальные фильмы про чернокожих:

хорошим копом выступает автор, пойманным за руку плохим парнем — зритель (разумеется, белый, сытый и злой).

Сюжетная канва сплетена из документальных историй о плантаторах с корзинами отрубленных черных рук, африканках, которых заставляли варить головы соплеменников, об освежевании и кастрации, квазинаучных опытах и расовых теориях.

За саундтрек отвечает хор отрубленных голов — последний аккорд экспозиции.

Всего месяц назад в Лондоне перформанс Бретта Бейли — белого, кстати, художника из ЮАР, борца против апартеида, — сгоряча бойкотировали, не успев рассмотреть. Почти 23 тыс. человек подписали петицию с требованием его запретить. Еще две сотни активистов блокировали показ в арт-центре Barbican: его пришлось отменить из-за «угрозы безопасности исполнителей, зрителей и персонала».

Противники перформанса трубили о праве «дикарей» хотя бы сегодня не быть жертвами, кричали, что безмолвствующие негры в выставочной витрине только умножают расовые стереотипы.

Ведь их страдания саботированы пародией, а зверства эксплуататоров превращены в пыточный аттракцион.

Сторонники, впрочем, упирали на адекватность выбранного языка теме и напоминали о просветительском и гуманистическом пафосе проекта.

Но политика карательной толерантности в результате все равно превратила сдержанный рассказ о становлении расизма в оскандаленное шоу.

После лондонской истории запреты и бойкоты стали частью программы. Даже удивительно, что на показы в Москве не явился какой-нибудь Дмитрий Энтео со своими рыцарями нравственности.

«Exhibit В» создавался Бейли как проект на экспорт: с 2012 года он гастролирует по мировым фестивалям.

На первый взгляд перформанс действительно смотрится Диснейлендом с кровавой исторической подкладкой в виде историй убитых, униженных и оскорбленных.

Но на деле угрюмый колониальный дискурс в сочетании с провокационной программой работают так же, как «Маус» Арта Шпигельмана —

получивший Пулитцера комикс о холокосте: несерьезный, масскультовый формат нисколько не дискредитирует содержания.

При этом почти все герои смотрят на зрителя сверху вниз, как хозяева. Этот нисходящий взгляд отдает достоевщиной («Да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с»), родовой травмой, которую тащит на себе не жертва, а насильник.

Один-единственный персонаж — киргиз, брат убитого в Москве эмигранта, в одиночку переносит выставку из философско-исторического контекста обратно — в социальный, наш, московский.

Без него чувство причастности к глобальной катастрофе (будь то холокост или погромы в Бирюлеве) не возникло бы и перформанс так бы и остался абстрактной историей из области патетических раздумий о гуманизме и равенстве.

Выставка держится на односложном механизме, который активно пользуют все перформеры, бравирующие принципом «в присутствии художника» Марины Абрамович

игрой в гляделки. Люди превращаются в экспонаты, актеры — в живых мертвецов, с укором глядящих в глаза зазевавшемуся зрителю.

Вот только он не идентифицирует себя ни с персонажем-жертвой, ни с незримой фигурой поработителя, а остается зевакой, вуайеристом. Так вскрывается дешевизна навязанного чувства вины, которое само по себе оказывается сомнительным художественным опытом. Сквозь него проступает карнавальная изнанка любого разговора о насилии с повышенной концентрацией скорбных вздохов.

Зрителю достается позиция разглядывателя, попавшего даже не в цирк, где тыканье пальцем и гыгыканье легализованы, а в мясную лавку.

Этот проект рассказывает об ощущении настоящего, которое не теряется в процессе превращения цирка уродцев сначала в документальный театр, а потом и в объекты искусства. Ведь искусство это ангажированное, а проект на заданную тему. Единственная мысль, которую с помощью своего «человеческого зоопарка» транслирует Бейли, в том, что холокост, американская травля «цветных», расовая политика нацистов не были новинками XX века: их изобретению предшествовали сотни лет поощрения неравенства и истребления иных.

Новости и материалы
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Глава Херсонской области сообщил об обстреле Каховки
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
Все новости