Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Выпускной»
Кадр из фильма «Выпускной»
Кадр из фильма «Выпускной»
Кадр из фильма «Выпускной»
Кадр из фильма «Выпускной»
Кадр из фильма «Выпускной»
  • Кадр из фильма «Выпускной»
  • Кадр из фильма «Выпускной»
  • Кадр из фильма «Выпускной»
1 3

Чуть слаще, чем «Горько»

В прокате отечественная комедия «Выпускной» Всеволода Бродского

Егор Москвитин

В прокате «Выпускной» Всеволода Бродского — отечественная школьная комедия, резонирующая со множеством отечественных и зарубежных картин на тему школы и того, чем она обычно заканчивается.

Нижнегородский 11 «А» готовится к выпускному. Три рэпера с пушистыми усами (Данила Вахрушев из «Физрука», Сергей Походаев из «Левиафана» и Никита Карпинский) снимают клип о том, как хорошо им будет на воле. Готическая девушка Юля Ночь (Саша Макарская) оставляет на YouTube музыкальную записку, в которой сообщает, что сбросится с моста. Холодная красавица Шалаева (Яна Енжаева) томится в ожидании гопника на тонированной «девятке». Юные влюбленные Демьян (Виктор Грудев) и Настя (Кристина Исайкина) ищут способ обмануть судьбу:

первого папа-коррупционер наутро отправит в Голландию, а вторую интеллигентные родители спрячут в закрытом научном городке.

Остальные выпускники заняты прозаическими вопросами: добыть алкоголь, обезвредить родителей, подзарядить телефоны для селфи.

Российские гастроли театра гиньоль (специфическая площадка, где высокие смыслы отражаются в низменных удовольствиях), начатые год назад фильмом «Горько», набирают обороты.

Весной все тот же продюсер Сергей Светлаков запустил «Скорый «Москва — Россия», где попытался измерить искомую Россию аршином. Осенью у него же почти одновременно выходят «Выпускной» и «Горько-2». Впереди — комедия с рабочим названием «Майские» про шашлыки на День Победы.

В интервью петербургскому изданию «Собака» Светлаков объясняет миссию своего продюсерского центра так: «У российского кино пропало ощущение ментальности страны». А стало быть, его надо вернуть. Судя по показанным перед «Выпускным» рекламным роликам «Мам-3», «8 новых свиданий» и очередной списанной у Голливуда комедии со Светланой Ходченковой, наше кино и правда под собою не чует страны.

Но стоит ли верить показаниям, что последний раз сбежавшую ментальность видели на воспетой в «Горько» свадьбе в Геленджике?

Как комедия «Выпускной» состоятелен ровно настолько, насколько состоятельны шутки про сына, который, притворяясь геем, толкает отца на каминг-аут. Дело не в брезгливости (сериалы «Физрук», «Два с половиной мужчины» и «Две девицы на мели» шутили и ниже, но почти всегда искрометнее и энергичнее), а в неровном ритме комического.

Когда кино угрожает, что зритель умрет со смеху, предполагается, что сначала он поживет, заразится и помучается.

«Выпускной» приступает к похоронам сразу, не накопив критической массы рефлекторных шуток (задницы тоже надо показывать метко) и языковых острот (хотя рэперы большие молодцы), не создав праздничного настроения и, раз уж речь идет о сатире, не нагнав страху.

С другой — обличительной --функцией комедии «от создателей «Горько» фильм справляется лучше. Сюжет напоминают среднестатистический выпускной в любой точке страны; взрослые герои воспроизводят узнаваемые ролевые модели; сын-аферист пугает папу-коррупционера голландскими геями. В какой-то момент в сценарий даже пробирается провидческая шутка про атлантическую селедку. А на пару минут, когда на дискотеку приходят злые ребята в трениках,

«Выпускной» и вовсе превращается в «Повелителя мух» — и мелкие на протяжении всего фильма герои впервые решаются на настоящий человечный поступок.

Заодно закрывается знакомая по «Горько» сюжетная арка: конфликт поколений завершается утверждением их неразрывности: несовершенные дети и родители, объединившись, изгоняют настоящее зло. Проблема фильма в том, что этот умный финал в нем выглядит совершенно искусственно: он родом из правильных поучительных комедий, а «Выпускной» устами собственных героев объявлен зоной, свободной от всякой морали.

Там, где «Горько» защищалось от критики, вписываясь в культурный контекст (от «Ревизора» до «Свадьбы» Лунгина», от наивного искусства в живописи до искренности «Мальчишника в Вегасе»), «Выпускному» остается прикрываться разве что этим самым «Горько».

Оказавшись несмешной, но честной притчей про школу, он проигрывает и «Чучелу», и сериалу «Школа» Валерии Гай Германики, и ее же полнометражному «Все умрут, а я останусь». Назвавшись комедией про взросление, он уступает «Американскому пирогу», в котором, помимо идиотизма, был безупречно выстроенный архетипический сюжет. Там герои теряли невинность, здесь героям терять уже нечего — но и радикальным, как в «Проекте Х», их праздник взросления не назовешь. Свернув ближе к финалу (когда раскрывается Юля Ночь и приезжают гопники на «девятке») на воинственную тропу фильмов про одиночек против коллектива,

«Выпускной» безуспешно состязается уже с советским «Розыгрышем» и его хорошим российским ремейком.

А грустная история про хрупкость юношеской любви проигрывает «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева — лирической молодежной комедии про холодные времена, в которой было не меньше мрака и ада, но куда больше искомой любви. Напрашиваются и сравнения с омонимичным «Выпускником», в свое время поставившим своей прямотой на уши американских блюстителей морали. Но лучше без них.

«Выпускной» заканчивается ритуальными школьными клятвами не забывать друг друга и встречаться раз в год, и в этих обещаниях слышится угроза ремейка. В отличие от настоящих выпускников, эти в том или ином виде соберутся на экране еще не раз. И то, что еще год назад казалось забавным и достойным внимания, будет каждый раз становиться все менее смешным.