Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Арт и дизайн

Художник Данкан Кэмпбелл, победитель премии Тернера
Художник Данкан Кэмпбелл, победитель премии Тернера
Luke MacGregor/Reuters

Через Тернера к славе

Премию Тернера получил видеохудожник Данкан Кемпбелл

Татьяна Сохарева

Британскую премию Тернера — одну из главных мировых наград в области современного искусства — получил видеохудожник Данкан Кэмпбелл за работу «It for Others» о подавляемом традиционном искусстве.

Победителя по традиции объявили на церемонии в лондонской галерее Tate Britain — им стал 41-летний ирландец Данкан Кэмпбелл. Он получит ₤25 тыс., финалисты — по ₤5 тыс.

Основанная в 1984 году премия Тернера создавалась, чтобы «способствовать обсуждению новых практик в современном британском искусстве». С тех пор она расставляет акценты в мире искусства, отдавая предпочтение всему громкому и существующему на грани скандала.

Чаще всего в связи с ней обсуждают не только и не столько искусство.

Премия не боится радикальных жестов и охотно награждает авторов, которые провоцируют споры, выходящие далеко за рамки проблем современного искусства. Так, в 1995 году первый приз взял Дэмиен Херст за работу «Мать и Дитя, Разделенные» — распиленных пополам корову и теленка в четырех прозрачных контейнерах с формальдегидом. В прошлом году награду получила французская художница Лора Пруво за видеоинсталляцию о своем вымышленном дедушке.

Награду может получить любой художник не старше 50 лет, который работал в Великобритании и выставлялся в течение отчетного года.

Данкан Кэмпбелл своей видеоработой отвечает фильму-эссе Криса Маркера и Алена Рене «Статуи тоже умирают» 1953 года.

Он представлял собой размышлению о жизни и смерти искусства, о европейской культуре, подмявшей под себя традиционную африканскую, и, в конце концов, о человеке, который несет с собой больше разрушений, чем время.

Кэмпбелл тоже рассказывает о культурном империализме. Однако вместо медитации на тему природы времени он преподносит архивные съемки Ирландской республиканской армии, которые перемешаны с танцем по мотивам «Капитала» Карла Маркса, поставленным специально для этого видео хореографом Майклом Кларком.

Этот фильм из четырех эпизодов создавался для павильона Шотландии на 55-й Венецианской биеннале.

Жюри премии Тернера назвало 54-минутную работу «амбициозным и сложным фильмом». Они также отменили его актуальность и убедительность в выборе средств, с помощью которых художник транслирует свои ценности и смыслы.

Директор Tate Britain Пенелопа Кертис обратила внимание на «журналистский подход» Кэмпбелла в сочетании с «загадочными формами».

Принимая премию, Кэмпбелл процитировал нобелевского лауреата по литературе Уильяма Йейтса и спросил: «Сколько?» «Я уже знаю, какую огромную роль эти деньги сыграют в моей жизни», — сказал он, поясняя, что потратит приз на «скучный мир вещей» — аренду студии, например.

Кэмпбелл с самого начала был фаворитом букмекеров. Помимо него на премию в этом году претендовали художники Джеймс Ричардс, Трис Вонна-Мичелл и Кьяра Филлипс — почти все с видеоработами. Только Филлипс представила инсталляцию из 400 листов бумаги, которые складываются в огромные буквы ОК. Куратор Лиззи Кэрри-Томас, объясняя присутствие в списке сразу трех фильмов, сказала, что «мы всё активнее ориентируемся в мире с помощью образов».

«Интернет изменил наш способ взаимодействия друг с другом. Естественно, художники реагируют на это», — заявила она. Многие критики, правда, жаловались на «отсутствие тезисов» и самый слабый в 30-летней истории премии короткий список.