Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

imdb.com

Мимо «Левиафана» и «Нимфоманки» к «Иде»

Европейская киноакадемия назвала лучшим фильмом года польскую «Иду»

Иван Акимов, Макс Степанов

Польская «Ида» получила все основные награды Европейской киноакадемии — история Холокоста стала лучшим фильмом, а постановщик картины Павел Павликовский получил режиссерский и сценарный призы. Российский «Левиафан» не получил ничего.

В Рижском национальном театре прошла церемония награждения лауреатов европейского «Оскара» — свои награды раздала киноакадемия Европы.

Лучшим фильмом 2014 года была признала польская «Ида» Павла Павликовского.

Картина, в которой рассказывается о католической монахине, узнавшей, что ее родители — евреи, погибшие во время Второй мировой войны, оказалась настоящим триумфатором премии. Павликовский получил приз как лучший режиссер Европы, ему же досталась награда за сценарий, которую он разделил с Ребеккой Ленкевич. Кроме того, «Ида» выиграла еще две номинации — за лучшую операторскую работу и «Выбор народа».

Павликовского в зависимости от того, в какой стране он работает, называют либо британским, либо польским режиссером.

Так, его пасторальная хроника взросления и первых чувств «Мое лето любви» снималось на английском языке и материале. Его можно было называть и российским, если бы его телефильмы 90-х «Путешествие с Достоевским» и «Москва — Петушки» не были сделаны по заказу британских студий, как и нашумевший «Стрингер» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли и менее замеченное «Последнее пристанище» с Диной Корзун в главной роли и Москвой в качестве одной из натур.

«Иду» польские киноорганизации выбрали делегатом на «Оскар» от своей страны.

Российский «Левиафан», который мог рассчитывать на победу в четырех номинациях (лучшие фильм, режиссер, сценарий и актер — Алексей Серебряков), не получил ни одной награды.

Андрею Звягинцеву придется довольствоваться призом за сценарий в Каннах, шорт-листом «Золотого глобуса» и статусом фаворита короткого списка американского «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Также без наград осталась «Нифоманка» — представленная в режиссерской версии скандальная картина датчанина Ларса фон Триера тоже пришлась не по вкусу киноакадемикам Европы.

Лучшим европейским актером был признан британец Тимоти Сполл, сыгравший в фильме Майка Ли «Уильям Тернер», байопике о знаменитом художнике XIX века.

Приз в номинации «Лучшая актриса» получила француженка Марион Котийяр за главную роль в картине братьев Дарденнов «Два дня, одна ночь» — напряженной социальной драме о том, как сотрудница супермаркета пытается уговорить своих коллег не голосовать за ее сокращение.

Самой смешной комедией сочли итальянский криминальный фильм Пьерфранческо Дилиберто «Мафия убивает только летом» (La mafia uccide solo d'estate). В документальной номинации самым выдающимся был признан австро-германский фильм Марка Бодера «Банкир: повелитель Вселенной» (Master of the Universe), исследующий частную и профессиональную жизнь банкиров, которых режиссер называет реальными хозяевами мира, но при этом считает неспособными подумать над значением и влиянием того, что они творят.

В номинации «Европейское открытие» премия отметила фильм «Племя» молодого украинца — режиссера Мирослава Слабошпицкого, который рассказывает о криминализированной среде интерната для слабослышащих.

Эта картина получила несколько наград и дипломов Каннского кинофестиваля и «гостила» на многих российских киносмотрах.

Лучшей короткометражкой стала «Курица», дебютная картина хорватской сценаристки и монтажера Уны Гуньяк. А лучшим полнометражным мультфильмом признана работа итальянца Алессандро Рака «Искусство счастья» (L'arte della felicità).

Почетную награду за достижения в кино Европейская киноакадемия присудила Стиву Маккуину, снявшему «12 лет рабства», «Голод» и «Стыд». Еще один почетный приз — за достижения всей жизни — получила бельгийский режиссер и сценарист Аньес Варда («Последнее танго в Париже»).

Европейская премия вручается с 1988 года; она задумывалась как альтернатива призам киноакадемии США, но в итоге превратилась в своего рода его «зеркало», в котором вместо блокбастеров соревнуются артхаусные и артмейнстримовские картины национальных кинематографов. Правда, кажется, в преддверии объявления шорт-листа номинантов «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке европейские киноакадемики четко объяснили своим американским коллегам, на кого ставит Старый Свет.