Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

USA network

Его звали Робот

На телеканале USA Network идет сериал «Мистер Робот»

Ярослав Забалуев

На канале USA Network идет сериал «Мистер Робот» — «Бойцовский клуб» для хакеров и первый фильм, предпринимающий попытку осмысления состояния постсноуденовской Америки.

Эллиот Элдерсон (Рами Саид Малек, фараон Ахкменра из «Ночи в музее») — специалист по компьютерной безопасности, который обеспечивает защиту огромной компании, предпочитая называть ее «Корпорация Зла». Для своих коллег аутичный юноша представляет немного опасную загадку: он не только ведет постоянный внутренний монолог, но и в свободное время изучает собственноручно взломанные аккаунты окружающих. Кроме того, Эллиот принимает морфий, чтобы справиться с одиночеством, и время от времени борется за справедливость.

Например, сдавая полиции хозяина кафе, раздающего в сеть гигабайты детского порно.

Однажды благодаря этой тяге к правде Элдерсон встречает в метро мистера Робота (Кристиан Слейтер), который предлагает парню уничтожить ненавистную «Корпорацию Зла» в составе банды хакеров.

Будем честны, лето — не тот сезон, от которого зрители ждут откровений. Как правило, в эти три месяца на экраны выходят либо вторые сезоны проверенных шоу (вроде «Настоящего детектива»), либо что-то ненавязчиво остроумное («Секс, наркотики, рок-н-ролл»). Тем удивительнее, что летним хитом в одночасье стал «Мистер Робот» — мрачный, параноидальный, да еще и вышедший на кабельном канале USA Network, который до этого похвастаться культовой продукцией не мог. Мало того, главные роли отданы неизвестным (но отличным) актерам — за исключением Кристиана Слейтера, дни славы которого, впрочем, пришлись на 90-е годы прошлого века. Некоторые уже прочат его карьере перезагрузку вроде той, что случилась с Мэттью Макконахи, шагнувшим год назад из придурковатых героев ромкомов в серьезные драматические артисты.

Есть в «Мистере Роботе» и еще один реваншистский сюжет.

Эллиот и Мистер Робот, являющийся, судя по всему, альтернативной личностью героя, прямо напоминают о дуэте Рассказчика и Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба», который, напомним, в прокате провалился. Видимо, в сегодняшнем мире сюжет о параноидальной шизофрении выглядит уместнее — она буквально разлита в воздухе. «Мистер Робот» филигранно переносит ее на экран с первых же кадров — идеально и просто исполненных титров.

Критика, превозносящая сериал, не может скрыть растерянности перед тем фактом, что картина, в которой почти весь экшн сосредоточен на мониторе компьютера, имеет заоблачные пользовательские рейтинги. Поэтому в сети уже можно найти несколько текстов, посвященных достоверности показанных в фильме хакерских атак и вообще мнениям программистов, на которых вдруг легли обязанности критиков.

«Мистер Робот» действительно шокирует достоверностью, но куда больше — своевременностью.

Зимой фильм «Citizenfour: Правда Сноудена» получил «Оскар» и окончательно сделал обнародованные экс-сотрудником АНБ факты объектом поп-культуры. «Мистер Робот» — по сути, первый и очень зрелый постсноуденовский фильм, говорящий не столько о хакерской угрозе, сколько об исчезновении личного пространства. Дойдя на данный момент до середины сезона (второй уже заявлен), Эллиот в своих монологах перестал транслировать попсовый анархизм, а озаботился взаимоотношениями с собственными демонами и сохранением того, что он называет «идеальным лабиринтом», — внутреннего комфорта, проще говоря. Собственно, в этом фокусе на индивидуальности и заключается, судя по всему, секрет успеха «Мистера Робота», который, начавшись как узкоспециальный сериал про DDOS-атаки, рискует поменять вектор развития американского телекино, слегка застрявшего между ретромелодрамами и фэнтези-драмой о судьбе карлика.