Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

Кадр из сериала «Неподкупный»
Кадр из сериала «Неподкупный»
russia.tv

Следствие ведет герой

На «России 1» выходит сериал «Неподкупный»

Игорь Карев

Телеканал «Россия 1» начинает показ сериала «Неподкупный», в котором следователь советской прокуратуры в исполнении Владимира Епифанцева ведет беспощадную борьбу с отдельными недостатками социалистической системы.

Конец 1970-х годов. Следователь астраханской городской прокуратуры Юрий Градов (Владимир Епифанцев) начинает расследование автомобильной аварии, в которой погиб третий секретарь горкома КПСС. Версию несчастного случая Градов отвергает сразу – на машине были подрезаны тормозные шланги. Круг подозреваемых растет, но следствие выясняет, что покойный интересовался незаконной добычей черной икры и рыб ценных пород.

Оказывается, в области действует целая банда, которая занимается преступным промыслом и которая даже не остановится перед убийством того, кто вмешивается в ее дела.

«Россия 1» начинает показ сериала «Неподкупный», который расскажет о громких уголовных делах позднего СССР. Из анонса канала следует, что Градов успешно завершит дело о черной икре и его переведут в Москву, в Генпрокуратуру, под начало Анисимова (Владимир Юматов) ловить жуликов уже союзного масштаба. Вместе с главным героем покорять столичные подмостки отправится и его жена Ольга (Марина Коняшкина), в первой серии с трудом добивавшаяся роли Джульетты в местном астраханском театре.

Преступники советского времени регулярно привлекают внимание российских телевизионщиков. Сериал «Мосгаз» об убийце и грабителе начала 1960-х, его сиквел «Палач», где речь шла о поиске женщины, которая во время войны расстреливала военнопленных красноармейцев. В этом сезоне должен выйти еще один фильм этой серии — «Гознак», в котором будет рассказана история ограбления Госбанка Армении братьями Калачян в 1977 году.

Есть еще и документальные циклы – «Легенды советского сыска» и «Следствие вели» Леонида Каневского, которым любое художественное изложение тех событий проигрывает как минимум по исторической достоверности.

А вот по «Неподкупному» изучать реальную историю не стоит.

Первые серии, посвященные жизни главного героя в Астрахани, преследуют лишь одну цель — показать, насколько следователь Градов отвечает образу честного и принципиального сотрудника правоохранительных органов. Правда, в данном случае дело заходит еще дальше. Епифанцев все же больше известен как герой боевиков, и, когда его персонаж вступает в схватку с двумя браконьерами, невольно ждешь от него чего-то стандартного, например появления большой пушки из кармана в самый ответственный момент.

В итоге Градов оказывается брутальным до невозможности и слишком независимым для сотрудника советской прокуратуры настоящим героем. При этом его расследования больше похожи на инсценировку, сделанную по утвержденным кем-то лекалам. Герои сериала регулярно находят рояли в кустах, и следствие двигается в нужном направлении. Им практически не приходится делать лишних движений — достаточно подождать, и очередная ниточка обязательно появится.

Эта схематичность делает «Неподкупного» похожим на многочисленные детективные сериалы отечественного телевидения — например, на недавний «Своя чужая», в котором Епифанцев сыграл одну из главных ролей.

Выделяют его лишь время действия и то, что он основан на фактах биографии следователя по особо важным делам Прокуратуры СССР Владимира Калиниченкова,

который в 1980-е расследовал в том числе дело магазина «Океан» (о контрабанде черной икры, кстати) и «хлопковое дело».

При этом создатели «Неподкупного» решили сделать преступления, которые расследует их герой, неузнаваемыми. Режиссер Александр Даруга (он снял два мини-сериала про «Смерш») рассказывал, что в сериале изменена география и нет настоящих имен коррупционеров. Между тем Калиниченков в конце 1990-х, уже уйдя из правоохранительных органов, выпустил книгу «Дело о 140 миллиардах, или 7060 дней из жизни следователя», экранизация которой с точки зрения достоверности выглядела бы гораздо убедительнее. Другое дело, что обычно реальные расследования не предполагают сидения в засадах или драк с подозреваемыми,а без этого, кажется, на отечественном телевидении обходится только Каневский. Видимо, по приобретенной в «ЗнаТоКах» привычке.