Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Создатель Д'Артаньяна

В возрасте 81 года умер режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич

В Москве в возрасте 81 года скончался режиссер, сценарист и театральный художник, автор «Опасных гастролей» и советских «Мушкетеров» Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Причиной смерти стала сердечная недостаточность; дата прощания и похорон пока неизвестна.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич был госпитализирован 3 ноября. Его состояние оценивалось как крайне тяжелое, он был помещен в реанимацию хирургического отделения Боткинской больницы; позже стало известно, что врачи держат 81-летнего режиссера в медикаментозном сне, а дышит он с помощью аппарата искусственной вентиляции легких.

Причиной смерти Юнгвальда-Хилькевича стала сердечная недостаточность, сообщает ТАСС со ссылкой на слова супруги режиссера. Она сказала, что вопрос о прощании и похоронах будет решен в течение дня.

По первому образованию Георгий Юнгвальд-Хилькевич — архитектор, по второму — театральный художник; так уроженец Ташкента пытался найти свой путь в жизни. Театр, по его собственному признанию, ему нравился тем, что после спектаклей оставались декорации и костюмы, созданные им как художником. Дело было в 60-е, он работал в ташкентских театрах, но вскоре выяснил, что кино — это все же что-то иное.

В 1966-м Юнгвальд-Хилькевич оканчивает Высшие курсы сценаристов и режиссеров и отправляется в Одессу, на местную киностудию, где снимает свой дебютный фильм — комедию «Формула радуги», в которой играли Георгий Вицин, Фрунзик Мкртчян, Савелий Крамаров и Наталья Варлей, для которой это была первая роль в кино. Эта картина о роботе — двойнике реального человека в прокат вышла только через 20 лет, хотя похожие по сюжету «Его звали Роберт» и «Приключения Электроника» пользовались успехом.

Но для молодого режиссера невыход фильма на экраны не стал завершением карьеры. Ему доверили снимать революционный приключенческий фильм о том, как большевики до революции ввозили в царскую Россию оружие под видом театрального реквизита. Съемки проходили трудно, менялся сценарий, Юнгвальд-Хилькевич долго отстаивал выбранного им на главную роль актера — и в итоге вышли «Опасные гастроли» с Владимиром Высоцким, принесшие постановщику первую известность.

Известность эта, впрочем, была своеобразной. Идеологи КПСС так и не смогли простить ему ни превращения истории партии в какой-то водевиль, ни Высоцкого в кадре.

«Начался весь ужас моей биографии при коммунистах, — вспоминал он в одном из интервью. — Меня не упоминали вообще нигде, даже опубликовали статью, где последними словами крыли мой очередной фильм. Писали: «не совсем молодой режиссер» или, наоборот, «слишком молодой». Но фамилию мою нельзя было упоминать, даже со знаком «минус».

Но до запрета на профессию снова дело не дошло. В тот же год вышел приключенческий фильм «Внимание, цунами!», для которого Высоцкий написал две песни, через два года — военный фильм по повести Василия Земляка «Дерзость», детский фильм «Петька в космосе» и сказка «Туфли с золотыми пряжками». С каждым фильмом Юнгвальд-Хилькевич все больше и больше становился режиссером именно музыкального кино.

И высшей точкой этого движения стала вышедшая в 1977 году музыкальная экранизация романа Александра Дюма «Д'Артаньян и три мушкетера».

В этом телефильме собралась замечательная плеяда актеров. Мушкетеров сыграли Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин, в роли короля Людовика блистал Олег Табаков, а королевы Анны — Алиса Фрейндлих. Герои картины пели — и эти песни, написанные композитором Максимом Дунаевским, через какое-то время распевала вся страна.

А Д'Артаньян — за несколько лет до подобного превращения Шерлока Холмса, сыгранного Василием Ливановым, — вдруг стал русским народным героем.

И до сих пор этот бедный гасконский дворянин, покоривший Париж, у жителей бывшего СССР ассоциируется исключительно с образом, который воплотил на экране Боярский.

Удивительно, но ведущий режиссер советского музыкального кино так и не стал народным артистом. Его словно бы не замечали до самого распада страны — и только в 1990-м, когда ему было 55 лет, он получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»; через пять лет отметили его и на Украине, вспомнив, что Одесской киностудии он отдал более 25 лет.

Но сам режиссер, кажется, на отсутствие наград не обращал внимания.

Он делал то, что умел лучше всего, — снимал музыку в кино. «Ах, водевиль, водевиль…», для которого пела Жанна Рождественская, «Сезон чудес» с Боярским и Аллой Пугачевой, «Выше Радуги», сделавший звездой Владимира Преснякова-младшего. Еще одна экранизация Дюма-отца — «Узник замка Иф» с песнями, исполненными Александром Градским.

В 1990-м Юнгвальд-Хилькевич переехал в Москву и вернулся к своей второй специальности — работал художником и главным режиссером в Театре кошек Куклачева. Снимать кино он, конечно, не перестал — вышли три продолжения «Мушкетеров», уже, впрочем, не попавшие во время, но от этого не менее музыкальные.

Свои работы в кино он называл музыкой, которая сопровождалась картинками.

«В звуках можно выразить все. И потом фильмы, в которых музыка является одной из основ драматургии, не стареют», — говорил он. Действительно, не стареют — и остаются в памяти зрителей. Как и их создатели.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp