Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Бесконечная поэзия»
Кадр из фильма «Бесконечная поэзия»
Le Soleil Films

Артхаус вызывает давку

Дневник ММКФ

Ярослав Забалуев

Дневник ММКФ: Никита Михалков выздоравливает, магический реализм пользуется спросом, каннский хит встречают как блокбастер.

Церемония открытия ММКФ, прошедшая без президента фестиваля Никиты Михалкова, разумеется, зародила беспокойство в посетителях, которые едва ли не все без исключения нет-нет да и интересовались судьбой Никиты Сергеевича. На протяжении выходных интрига пережила несколько поворотов. Сперва Михалков отменил пресс-брифинг, заставив всех беспокоиться еще больше, но потом выяснилось, что режиссер проходит лечение от воспаления легких и планирует прибыть на фестиваль ближе к концу.

Но случайных встреч со спешащим на показы Михалковым, которые являются традицией для всех посетителей фестиваля, очевидно, лучше не ожидать.

В остальном 38-й ММКФ проходит в штатном, но несколько исступленном режиме. Зрители то и дело вспоминают, что в прошлые годы фестивали начинались несколькими днями дождей, позволявшими постепенно войти в ритм киносмотра. В этом раз все началось с +30 на улице и с несправляющихся кондиционеров в залах. При этом интерес к фестивальным картинам с каждым годом удивительным образом нарастает. Если несколько лет назад переаншлаги сопутствовали показам новых работ Годара и Триера, то в минувшую субботу, например, около двухсот человек собралось на показ новой ленты филиппинца Лава Диаса «Колыбельная печальной тайны». Картина рассказывает о восстании жителей островов против испанских завоевателей в конце XIX века и продолжается восемь часов. С художественной точки зрения этот откровенно пыточный хронометраж совершенно оправдан: в фильме множество героев и несколько планов повествования, которое из исторической драмы может вдруг превратиться почти что в фэнтези.

Показ проходил с перерывом, до конца продержались далеко не все зрители, но тем не менее таковые нашлись и было их немало.

Часть публики у Диаса увел другой магический реалист — живой классик Алехандро Ходоровски. Его автобиографичная «Бесконечная поэзия» была показана в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было». Картина в традиционном для автора сюрреалистическом ключе рассказывает о его юности, которая прошла в окружении ведущих латиноамериканских поэтов. На этом показе в зале творилось и вовсе столпотворение. Программный директор ММКФ Андрей Плахов вошел в зал на несколько минут и спешно ретировался, поскольку зрители не только сидели на ступеньках, но еще и весьма плотно стояли до самых дверей, невзирая на духоту и тесноту.

Свидетельствует все это не только о повысившемся у россиян интересе к киноискусству, за которое на открытии ратовал министр культуры, но и об особенностях организации фестиваля, на котором дело пока чудом не дошло до давки и обмороков.

Если же вернуться непосредственно к кинематографу, то самой яркой на данный момент стала премьера каннского хита, фильма Марен Адэ «Тони Эрдманн». Во-первых, сюда прибыли герои «Кинотавра» Кирилл Серебренников и Иван Твердовский, а во-вторых, огромный первый зал «Октября» на протяжении картины многократно содрогался в смеховой истерике. «Тони Эрдманн» — трагикомедия про непростые взаимоотношения юной бизнесвумен и ее веселого отца — вполне могла бы получить подзаголовок «Взрослая дочь молодого человека», если бы веселье здесь не носило мрачноватый и усталый оттенок. При этом фильм еще и продолжается почти три часа, но вызывает у публики реакцию, которой не всегда может добиться комедийный блокбастер. Да и вообще во время просмотра легко можно было позабыть, что совсем неподалеку в мультиплексах уже начался прокат, например, «Дня независимости – 2».