Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Рынок фильмов мертв»

Немецкий режиссер Уве Болл объявил о завершении карьеры

Немецкий кинематографист Уве Болл уходит из профессии — самый худший режиссер в истории кино потерял возможность зарабатывать на своих фильмах из-за падения продаж DVD.

Уве Болл, самый знаменитый в мире экранизатор компьютерных игр и просто самый плохой режиссер современности, объявил об уходе из кинематографа. В интервью канадскому изданию MetroNews постановщик посетовал на то, что продажи DVD и Blu Ray в мире за последние три года упали на 80%, что не позволяет ему финансировать новые картины.

«Рынок мертв. Сейчас уже невозможно заработать на фильмах… И поэтому я просто не могу больше себе позволить снимать кино», — сказал Болл, добавив, что сам финансировал свои ленты. Возвращаться же к производству дешевых, «студенческих» картин режиссер не собирается: «Это стыдно».

Прощальным фильмом 50-летнего Уве Болла станет «Ярость 3», продолжение истории идейного убийцы, начатой в 2009 году.

Уве Болл прославился — если так можно выразиться — в начале 2000-х годов. Работать в кино он начал лет за десять до этого, снимал трешевые ужасы и триллеры, а в 2005 году выпустил свою первую экранизацию видеоигры «Один в темноте» (Alone in the Dark). Дальнейшее развитие событий больше напоминало конвейер — в том же году Болл экранизировал «Бладрейн» (BloodRayne), через пару лет — «Во имя короля: История осады подземелья» (по мотивам игр серии Dungeon Siege), «Постал» (Postal и Postal 2) и «Фар Край» (игра Far Cry). Поклонникам игровых серий его экранизации резко не понравились, негативные отзывы множились и множились, что только прибавляло Уве Боллу славу — пусть и не совсем такую, на которую он, наверное, рассчитывал.

Он снимал и другое кино, которое к играм никакого отношения не имело, — например, «Дарфур», «Макс Шмелинг: Боец Рейха», «Освенцим» или ту же «Ярость», но количество нападок от смены темы особо не зависело. В принципе, только «Ярость» удостоилась более или менее приличных отзывов (рейтинг на imdb — 6,3) зрителей.

В принципе, все, что говорили об Уве Болле и его фильмах, правда — даже делая скидку на то, что первыми, а впоследствии и самыми преданными критиками режиссера были фанаты компьютерных игр, которым вообще редко нравится то, как их любимых героев показывают на большом экране. Даже недавний «Варкрафт», который снимал Данкан Джонс, а сам процесс съемок очень въедливо контролировала компания Blizzard, получил свою порцию разгромных отзывов — и орки не так ходят, и грифоны не туда летают, а Медив, в частности, и Каражан в общем сами на себя не похожи.

В случае Уве Болла все претензии были обоснованны. У него, конечно, никогда не было столько денег, сколько выделили на «Варкрафт» (хотя на «Историю осады подземелья» он потратил $60 млн), а его маниакальное стремление экранизировать как можно больше видеоигр вызывало как минимум уважение.

Но в результате всех усилий Болла получалось нечто, мягко говоря, не слишком выдающееся.

Конечно, ориентироваться на отзывы профессиональных критиков, мнения которых коллекционирует Rotten Tomatoes, будет не совсем правильно — они привыкли совсем к другому кино, а потому те работы Уве Болла, что попадали в поле их зрения (далеко не все, разумеется), оценивали очень низко. Так, «Сумрак разума» (Blackwoods) получил от них лишь 11% «свежести» (доля положительных отзывов), «Один в темноте» — вообще 1%, а «Бладрейн» — 4%. Впрочем, это было в середине нулевых, а в новом десятилетии отношения Болла и критиков почти нормализовались — «Нападение на Уолл-стрит» (2013) получил уже 25% хороших рецензий.

С наградами у Уве Болла, конечно, тоже все было плохо.

У него, правда, есть приз за лучшие спецэффекты, полученный на кинофестивале хоррора в Нью-Йорке за фильм «Сид: Месть восставшего», но чаще его имя упоминалось в связи с теми премиями, которые отмечают худшие достижения в кинематографе. Так, Болл дважды стал лауреатом Stinkers Bad Movie Awards — за «Один в темноте» и «Бладрейн», причем оба раза с формулировкой «худшее чувство режиссуры (остановите их, пока они больше ничего не сняли)». Он трижды был номинирован на «Золотую малину» — за те же «Один в темноте» и «Бладрейн», а также как актер — за «Постал» (худшая экранная пара — Уве Болл и кто или что угодно еще на площадке). Две «Малины» он, впрочем, получил — одну как режиссер сразу за три фильма («Туннели смерти», «Постал» и «Во имя короля: История осады подземелья»), а вторую по совокупности заслуг перед кино, как немецкий ответ на существование Эда Вуда (в свое время признанного худшим режиссером всех времен и народов).

Сам режиссер на критику внимание, конечно, обращал — в 2006-м даже предложил всем, кто недоволен его фильмами, встретиться на боксерском ринге (он даже выиграл в одном поединке), а в 2008-м в первый раз задумался о том, чтобы оставить режиссуру — если петиция на эту тему соберет необходимое количество подписей. Не собрала.

Кроме всего прочего, фильмы Уве Болла ни разу не окупились в прокате.

Правда, справедливости ради, они и в широкий прокат выходили не слишком часто, и дело, видимо, было не только в их художественных достоинствах. Так, широкий прокат «Постал» в США (планировалось полторы тысячи кинотеатров) был отменен в последний момент из-за решения владельцев киносетей. Сам режиссер посчитал, что дело в политическом содержании фильма (который начинался с момента атаки террористов на башни ВТЦ 11 сентября 2001 года), и заявил, что кинотеатры просто испугались. В итоге «Постал» вышел сначала ограниченным тиражом в четырех кинотеатрах (на пике — было 21) и так ничего и не заработал.

От разорения и гнева инвесторов Уве Болла спасало законодательство Германии, касающееся финансирования кинопроектов, — в середине нулевых эта страна пыталась поднять собственный кинематограф с помощью различных налоговых льгот. Это желание государства (и принятые по случаю законы) позволяло продюсерам не очень много терять даже на убыточных проектах — часть денег возвращалась в случае, если фильм не окупался в прокате, а продажи на DVD не учитывались вовсе. В последнее время законы стали строже, и бездумно швырять деньги в пропасть кинопроизводства уже никто не спешит. Ситуация же с продажами дисков действительно такая, какой ее описал режиссер.

Конечно, слава «худшего режиссера в истории» сама по себе является неплохим достижением за 20-летнюю карьеру, но и быть твердо уверенным в словах Уве Болла о том, что он окончательно расстается с кино, пожалуй, не стоит. Придумать новую схему финансирования своих работ он, наверное, в состоянии, возможно, ему придется немного придержать свои творческие порывы и перестать делать по пять проектов в год, а, как и многие его коллеги, перейти на нормальный цикл производства фильмов — хочется надеяться, что тоже нормальных.

Новости и материалы
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
Все новости