Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Турецкий гамбит” (2005)
Кадр из фильма «Тишина» (1963)
Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
Актеры Галина Анисимова и Евгений Лазарев в главных ролях в спектакле Московского академического театра им. В.В. Маяковского «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина, 1979 год
Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
Евгений Лазарев и Виталий Коняев в фильме Владимира Басова «Тишина» (1963)
Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» на сцене театра Маяковского. В роли Бланш — Светлана Немоляева, в роли Стенли — Евгений Лазарев, 1979 год
Евгений Лазарев на театральном фестивале памяти И.М. Смоктуновского, 1995 год
Евгений Лазарев на сборе труппы Московского академического театра им. В. Маяковского, 2005 год
Кадр из фильма «Турецкий гамбит” (2005)
Кадр из фильма «Тишина» (1963)
Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
Актеры Галина Анисимова и Евгений Лазарев в главных ролях в спектакле Московского академического театра им. В.В. Маяковского «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина, 1979 год
Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
Евгений Лазарев и Виталий Коняев в фильме Владимира Басова «Тишина» (1963)
Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» на сцене театра Маяковского. В роли Бланш — Светлана Немоляева, в роли Стенли — Евгений Лазарев, 1979 год
Евгений Лазарев на театральном фестивале памяти И.М. Смоктуновского, 1995 год
Евгений Лазарев на сборе труппы Московского академического театра им. В. Маяковского, 2005 год
  • Кадр из фильма «Турецкий гамбит” (2005)
  • Кадр из фильма «Тишина» (1963)
  • Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
  • Актеры Галина Анисимова и Евгений Лазарев в главных ролях в спектакле Московского академического театра им. В.В. Маяковского «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина, 1979 год
  • Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
  • Евгений Лазарев и Виталий Коняев в фильме Владимира Басова «Тишина» (1963)
  • Кадр из кинофильма «Василий Суриков» (1959)
  • Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» на сцене театра Маяковского. В роли Бланш — Светлана Немоляева, в роли Стенли — Евгений Лазарев, 1979 год
  • Евгений Лазарев на театральном фестивале памяти И.М. Смоктуновского, 1995 год
  • Евгений Лазарев на сборе труппы Московского академического театра им. В. Маяковского, 2005 год
1 10

«Лазарев был мощнейшей натурой человеческой»

Евгений Лазарев будет похоронен в Московской области

Отдел культуры

18 ноября на 80-м году ушел из жизни народный артист РСФСР, актер и режиссер театра и кино Евгений Лазарев. Причиной смерти стала остановка сердца. Артист будет похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

Жизнь странным образом пронесла Лазарева через родную для большинства россиян страну — СССР, выпихнула оттуда и потом вернула обратно. Он родился в Минске, пережил оккупацию, но работать после войны и института отправился не в Москву, а в другом направлении — в Ригу. В тамошнем Рижском русском театре в то время ставил Павел Хомский, по протекции которого Лазарев много позже попадет в Театр им. Моссовета, а сам театр в будущем станет стартовой площадкой для многих заметных фигур русской сцены.

Но в Москву он потом все равно переедет.

В кино Лазарев начал сразу с успеха — в байопике «Василий Суриков» он в 1961 году сыграл заглавную роль, за которую дебютант сразу получит восторженную критику. Зато в дальнейшем удача актера баловать будет несильно — ему достанется небольшая роль в «Семнадцати мгновениях весны», не сильно больше — в знаменитом «Таборе уходит в небо», также он снимался в «Следствие ведут ЗнаТоКи» и других кинопроектах, а уже в наше время — в двух «Убойных силах». Проектов у него было достаточно, а масштабных ролей — уже нет.

В театре, кажется, его биография складывалась более удачно. Он в 1961 году оказывается в Театре им. Маяковского, где играет в «Медее» у Николая Охлопкова, а также в «Трамвае «Желание», «Беге» и многих других спектаклях, по которым бывалые театралы вспоминают прежнее величие этой площадки. Промежуточной вершиной его театральной карьеры стала должность главного режиссера Театра на Малой Бронной.

Правда, пришел он туда в довольно сложный момент — площадка переживала самый большой кризис в своей истории, связанный с уходом Анатолия Эфроса. Может быть, поэтому проработал он там недолго и вскоре перешел в Театр им. Моссовета.

О его работе там говорит уже один тот факт, что там он стал играть роли в проектах, которые до недавнего времени шли или даже до сих пор идут в репертуаре театра в саду «Аквариум». Например, в хите «Мадам Бовари» Юрия Еремина или в колоритной перестроечной постановке «Торможение в небесах» по сценарию Романа Солнцева и Виктора Бутурлина, в «Женском столе в охотничьем зале» по Виктору Мережко и других постановках.

В 90-х Лазарев оказался среди тех, кому в пустыне наступившей свободы стало тесновато, — и он уехал в США.

При взгляде на его зарубежную творческую биографию складывается парадоксальное впечатление — кажется, он был одним из тех, у кого там получилось.

Нет, не стать голливудской звездой — в основном ему доставались эпизодические роли «русских», а элементарно реализоваться.

Он как режиссер ставил на независимых площадках США и Мексики, работал с чеховской классикой и современной драматургией. Здесь же ему удалось добиться определенного признания как педагогу — в его послужном списке степень профессора киношколы Университета Южной Калифорнии. Преподавал Лазарев и в ГИТИСе, где также состоял профессором.

«То, что он делал, всегда было очень оригинально, — цитирует телеканал «Культура» народного артиста России Анатолия Адоскина, — он замечательно работал с артистами, был замечательным педагогом.

Всегда был очень погружен в творчество. Всю его жизнь составляла только работа. Он был мощнейшей натурой человеческой».

При этом судьба представляется странной и не совсем справедливой: живи он, с его очевидно сильным актерским даром и харизмой, с его благородной мужской внешностью в современную эпоху, он был бы более обласкан ролями и гарантированно получил бы место в первой линейке звезд.

Теперь режиссерам и бывшим студентам по обеим сторонам океана останется вспоминать его ум, добросовестность и старательность — ведь именно эти качества (а вовсе не участие «намоленных звезд») позволяют фильмам становиться Фильмами, а спектаклям — Спектаклями.