Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Театр

Съемки фильма «Анна Каренина» по роману Льва Толстого (режиссер Александр Зархи). Майя Плисецкая в роли Бетси. 1963 год
Майя Плисецкая в детстве, конец 1920-х годов
Балерина Майя Плисецкая, 1950 год
Солистка балета Большого театра Майя Плисецкая, 1950 год
Майя Плисецкая в роли Одетты в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» на сцене Большого театра, 1951 год
Балерина Майя Плисецкая, 1953 год
Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро», 1958 год
С пятой Всесоюзной фотовыставки «Семилетка в действии», 1964 год
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев в балете «Лебединое озеро», 1961 год
Балерина Майя Плисецкая на сцене Каирского театра, 1961 год
Премьер-министр Кубы Фидель Кастро Рус (в центре) и Майя Плисецкая (слева) с труппой Большого театра, 1963 год
Майя Плисецкая в роли Кармен, Сергей Радченко в роли Тореро в одноактном балете Большого театра «Кармен-сюита», 1967 год
Народная артистка СССР Майя Плисецкая в балете «Прелюдии и фуги», 1968 год
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева ( в центре) и балерина Майя Плисецкая (справа) беседуют с художницей Надеждой Леже, 1968 год
Солистки Большого театра Союза ССР Майя Плисецкая (слева) и Наталья Бессмертнова во время зарубежных гастролей, 1969 год
Государственный академический Большой театр Союза ССР. Одноактный балет «Кармен-сюита» Родиона Щедрина по мотивам оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Балерина Майя Плисецкая исполняет партию Кармен, 1970 год
Балет Цезаря Пуни «Конек-Горбунок» в постановке Артура Сен-Леона. Девица — Майя Плисецкая, 1972 год
Плисецкая М.М., балерина - в балете Сен-Санса К. «Лебедь», 1980 год
Балерина Майя Плисецкая во время записи телевизионной передачи «Голубой огонек», 1983 год
Балерина Майя Плисецкая, 1983 год
Майя Плисецкая и Виктор Барыкин отвечают на приветствия зрителей после окончания спектакля, 1985 год
Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин во время репетиции балета «Дама с собачкой», 1985 год
Майя Плисецкая и главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович во время беседы, 1986 год
Майя Плисецкая приняла участие в гала-концерте на открытии Международного фестиваля, посвященного 70-летию композитора, народного артиста СССР Родиона Щедрина, 2002 год
Майя Плисецкая подписывает посвященный ей фотоальбом «Ave Майя», совместного российско-американского издательского проекта, 2004 год
Президент России Владимир Путин и награжденная орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени балерина Майя Плисецкая после церемонии вручения государственных наград РФ в Кремле, 2006 год
Балерина и хореограф Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин во время премьеры оперы Родиона Щедрина «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова, представленной Мариинским театром на исторической сцене ГАБТ в рамках фестиваля «Золотая маска», 2012 год
Майя Плисецкая во время концерта «Ave Maia», посвященного своему юбилею, в Музыкальном театре имени Станиславского, 2010 год
Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка
Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка
Съемки фильма «Анна Каренина» по роману Льва Толстого (режиссер Александр Зархи). Майя Плисецкая в роли Бетси. 1963 год
Майя Плисецкая в детстве, конец 1920-х годов
Балерина Майя Плисецкая, 1950 год
Солистка балета Большого театра Майя Плисецкая, 1950 год
Майя Плисецкая в роли Одетты в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» на сцене Большого театра, 1951 год
Балерина Майя Плисецкая, 1953 год
Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро», 1958 год
С пятой Всесоюзной фотовыставки «Семилетка в действии», 1964 год
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев в балете «Лебединое озеро», 1961 год
Балерина Майя Плисецкая на сцене Каирского театра, 1961 год
Премьер-министр Кубы Фидель Кастро Рус (в центре) и Майя Плисецкая (слева) с труппой Большого театра, 1963 год
Майя Плисецкая в роли Кармен, Сергей Радченко в роли Тореро в одноактном балете Большого театра «Кармен-сюита», 1967 год
Народная артистка СССР Майя Плисецкая в балете «Прелюдии и фуги», 1968 год
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева ( в центре) и балерина Майя Плисецкая (справа) беседуют с художницей Надеждой Леже, 1968 год
Солистки Большого театра Союза ССР Майя Плисецкая (слева) и Наталья Бессмертнова во время зарубежных гастролей, 1969 год
Государственный академический Большой театр Союза ССР. Одноактный балет «Кармен-сюита» Родиона Щедрина по мотивам оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Балерина Майя Плисецкая исполняет партию Кармен, 1970 год
Балет Цезаря Пуни «Конек-Горбунок» в постановке Артура Сен-Леона. Девица — Майя Плисецкая, 1972 год
Плисецкая М.М., балерина - в балете Сен-Санса К. «Лебедь», 1980 год
Балерина Майя Плисецкая во время записи телевизионной передачи «Голубой огонек», 1983 год
Балерина Майя Плисецкая, 1983 год
Майя Плисецкая и Виктор Барыкин отвечают на приветствия зрителей после окончания спектакля, 1985 год
Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин во время репетиции балета «Дама с собачкой», 1985 год
Майя Плисецкая и главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович во время беседы, 1986 год
Майя Плисецкая приняла участие в гала-концерте на открытии Международного фестиваля, посвященного 70-летию композитора, народного артиста СССР Родиона Щедрина, 2002 год
Майя Плисецкая подписывает посвященный ей фотоальбом «Ave Майя», совместного российско-американского издательского проекта, 2004 год
Президент России Владимир Путин и награжденная орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени балерина Майя Плисецкая после церемонии вручения государственных наград РФ в Кремле, 2006 год
Балерина и хореограф Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин во время премьеры оперы Родиона Щедрина «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова, представленной Мариинским театром на исторической сцене ГАБТ в рамках фестиваля «Золотая маска», 2012 год
Майя Плисецкая во время концерта «Ave Maia», посвященного своему юбилею, в Музыкальном театре имени Станиславского, 2010 год
Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка
Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка
  • Съемки фильма «Анна Каренина» по роману Льва Толстого (режиссер Александр Зархи). Майя Плисецкая в роли Бетси. 1963 год
  • Майя Плисецкая в детстве, конец 1920-х годов
  • Балерина Майя Плисецкая, 1950 год
  • Солистка балета Большого театра Майя Плисецкая, 1950 год
  • Майя Плисецкая в роли Одетты в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» на сцене Большого театра, 1951 год
  • Балерина Майя Плисецкая, 1953 год
  • Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро», 1958 год
  • С пятой Всесоюзной фотовыставки «Семилетка в действии», 1964 год
  • Майя Плисецкая и Николай Фадеечев в балете «Лебединое озеро», 1961 год
  • Балерина Майя Плисецкая на сцене Каирского театра, 1961 год
  • Премьер-министр Кубы Фидель Кастро Рус (в центре) и Майя Плисецкая (слева) с труппой Большого театра, 1963 год
  • Майя Плисецкая в роли Кармен, Сергей Радченко в роли Тореро в одноактном балете Большого театра «Кармен-сюита», 1967 год
  • Народная артистка СССР Майя Плисецкая в балете «Прелюдии и фуги», 1968 год
  • Министр культуры СССР Екатерина Фурцева ( в центре) и балерина Майя Плисецкая (справа) беседуют с художницей Надеждой Леже, 1968 год
  • Солистки Большого театра Союза ССР Майя Плисецкая (слева) и Наталья Бессмертнова во время зарубежных гастролей, 1969 год
  • Государственный академический Большой театр Союза ССР. Одноактный балет «Кармен-сюита» Родиона Щедрина по мотивам оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Балерина Майя Плисецкая исполняет партию Кармен, 1970 год
  • Балет Цезаря Пуни «Конек-Горбунок» в постановке Артура Сен-Леона. Девица — Майя Плисецкая, 1972 год
  • Плисецкая М.М., балерина - в балете Сен-Санса К. «Лебедь», 1980 год
  • Балерина Майя Плисецкая во время записи телевизионной передачи «Голубой огонек», 1983 год
  • Балерина Майя Плисецкая, 1983 год
  • Майя Плисецкая и Виктор Барыкин отвечают на приветствия зрителей после окончания спектакля, 1985 год
  • Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин во время репетиции балета «Дама с собачкой», 1985 год
  • Майя Плисецкая и главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович во время беседы, 1986 год
  • Майя Плисецкая приняла участие в гала-концерте на открытии Международного фестиваля, посвященного 70-летию композитора, народного артиста СССР Родиона Щедрина, 2002 год
  • Майя Плисецкая подписывает посвященный ей фотоальбом «Ave Майя», совместного российско-американского издательского проекта, 2004 год
  • Президент России Владимир Путин и награжденная орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени балерина Майя Плисецкая после церемонии вручения государственных наград РФ в Кремле, 2006 год
  • Балерина и хореограф Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин во время премьеры оперы Родиона Щедрина «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова, представленной Мариинским театром на исторической сцене ГАБТ в рамках фестиваля «Золотая маска», 2012 год
  • Майя Плисецкая во время концерта «Ave Maia», посвященного своему юбилею, в Музыкальном театре имени Станиславского, 2010 год
  • Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка
  • Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка
1 31

Памятный танец Майи Плисецкой

В Москве открыт памятник Майе Плисецкой в образе Кармен

Отдел культуры

Открытие памятника Майе Плисецкой, главному человеку в отечественном балете, — повод не столько для разговоров об эстетике монумента, сколько для переживания чувства сиротства, в которое погрузилась страна летом прошлого года.

Год с лишним назад от вестей из Мюнхена, в одной из клиник которого остановилось это великое сердце, хотелось плакать. Время между ее кончиной и нынешней памятной датой было дано отечественной балетной публике, чтобы унять эмоции и осознать, кого именно мы потеряли — и кому открыли памятник в образе Кармен на Большой Дмитровке.

Русскому человеку и русской жизни свойственно объявлять иконами нации два типа деятелей: наряду с политическими вождями они избирают таковыми великих артистов. Странное сопоставление, но именно такая участь постигла Аллу Пугачеву как представителя искусств популярных и Майю Плисецкую как представителя искусств классических. Она входила в жизнь страны с экранов Центрального телевидения, с определенного момента не скупившегося на трансляции балетов с ее участием, со страниц газет, из спекулянтских цен, достигавших в случае с ее спектаклями заоблачных высот, из сарафанного радио, рассказывавшего в коридорах и курилках советских учреждений о каждой ее новой премьере.

Выражаясь строчкой Анны Ахматовой,

Плисецкая была со своим народом там, где он, к несчастью, был.

А советская страна не просто гордилась ею, она ею и с нею жила, синхронизируясь с ее успехами и с удовольствием сплетничая об интригах — ее и вокруг нее.

А их было предостаточно: достаточно вспомнить вечное противостояние «партии Плисецкой» и «партии Григоровича», длившееся всю советскую вечность. То есть с 1960-х, когда в Большом начал наводить свои порядки худрук Юрий Григорович, а ставшая первым артистом театра балерина «пробивала» через его голову нужный ей репертуар. И до 1990 года, когда Юрий Григорович добился увольнения из Большого 65-летней Плисецкой, а вместе с ней Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, получив шок всей страны в качестве реакции на случившееся.

Не вдаваясь в тонкости этого противостояния, можно спокойно и уважительно предположить, что разница (и принципиальная несовместимость) постановщика и балерины была в их культурных векторах.

Григорович всю свою жизнь в искусстве был россиецентричен:

ставил русских композиторов, утверждал величие русской балетной школы как мог. Даже если посмотреть немалый список его работ за рубежом (а там есть и Парижская, и Венская опера, и постановки в Праге, Варшаве, Стамбуле, Сеуле), то среди них будут в основном отечественные сочинения.

Не то что у Плисецкой:

будучи живым и эталонным выражением этой самой балетной школы, она утверждала прежде всего ее интернациональное звучание и значение.

Именно поэтому ее список ролей за рубежом едва ли не больше аналогичного от Большого театра: она с начала своей карьеры работала среди прочих с Роланом Пети и Морисом Бежаром — ровно 20 лет назад, в день 70-летия, она вышла на сцену в номере «Аве Майя», поставленном им для балерины. Работала не только как балерина, в 1984 году на год стала худруком Римского театра оперы и балета, а через четыре года заняла аналогичный пост в Испанском национальном балете. Словом,

была фигурой всемирной, утверждающей Россию на карте мира, во всемирной системе балетных и вообще культурных координат.

Именно поэтому, вероятно, злые языки, обычно шипящие вслед любой крупной фигуре, переезжающей жить на Запад, в случае с Майей Плисецкой и ее супругом, композитором Родионом Щедриным, примолкли еще в лихие 90-е, когда эта великая пара переехала в Германию. А теперь вернулась на Родину в виде Кармен, роли, в которой ее запомнила страна, и в бронзе, в которой это бесконечно живое воплощение искусства танца сложно себе представить.