Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Умер Алексей Петренко

В возрасте 78 лет скончался народный артист Алексей Петренко

На 79-м году жизни скончался Алексей Петренко — выдающийся советский и российский актер, лауреат Государственной премии. О его смерти сообщил сайте Союза кинематографистов России.

Удел великих актеров — быть для каждого зрителя своим, личным, с собственной фильмографией и списком ролей в театре. Для среднестатистического зрителя среднего возраста, заставшего советский и российский кинопрокат, он может выглядеть так:

партнер Владимира Высоцкого в «Сказе о том, как царь Петр арапа женил», блестящая роль купца Мокия Кнурова в бессмертном «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова, острохарактерная роль вороватого рабочего по кличке Голиаф в умилительно-советской короткометражке «Давыдов и Голиаф»,

Карл I в «Мушкетерах. Двадцать лет спустя» — а потом «Сибирский цирюльник» Михалкова, заглавная роль в «Коллекционере» Грымова и Дед в «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина.

Но это лишь малая и наиболее популярная часть его фильмографии. А ведь были и театральные работы, на которые ходили в основном театралы, а публика более широкая лишь цокала языком, читая рецензии: «Серсо» Анатолия Васильева на Таганке, Фирс в «Вишневом саде» у Эймунтаса Някрошюса.

А для кого-то Петренко начался с короткого номера в программе «Вокруг смеха» 1985 года, который стал своего рода спин-оффом того самого «Давыдова и Голиафа»

— крупного сложения и средних лет рабочий приходит домой нетрезвым и, стоя под дверью, уговаривает сначала жену, потом внучку, а потом собаку впустить его.

В этой короткой миниатюре не только воплотилась вся страна, с трудом постигавшая новую антиалкогольную горбачевскую реальность, но и миллионы соотечественников — и каждый мог узнать в нем себя в день зарплаты.

К этому номеру стоит присмотреться. В нем у неактерски почти что крупного, большого человека Алексея Петренко — потрясающая пластика. Не нарочитое наигрывание пьяного, а легкие и еле заметные движения, выдающие глубокую, наполненную, никак не размашистую актерскую игру. За его фантастическое, почти документальное умение двигаться его будут хвалить всю жизнь. А сочетание с малоподвижным, словно высеченным из камня лицом и какой-то дореволюционно ясной речью делало его актерский почерк совершенно уникальным — мощным, моментально узнаваемым. С той ноткой абсурда, которую потом заметит и воспримет превратившийся из музыканта в артиста Петр Мамонов.

Именно эта абсурдность позволяла ему играть любые роли — от совершенно зловещих до нежных, от мрачных до комедийных, от благородных генералов до зловещих убийц.

Его органика (а может, и фигура) досталась ему от тех профессий, которыми он занимался до того, как поступил в Харьковский театральный институт, — он был матросом, слесарем и молотобойцем. Но сам больше всех любил кузнецов, с которыми работал до поступления, — говорил, что те дали ему едва ли не больше, чем театральная школа; поминал гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», говоря, что, подобно Вакуле, лишь кузнецам под силу одолеть чертей.

То есть типаж «рабочей косточки» он не играл — он ею был.

А поступил не сразу, одалживая год за годом деньги на дорогу у родителей, он год за годом проваливался, пока не был замечен Тимофеем Ольховским. Закончив курс Ивана Марьяненко, работал в украинских театрах — в Запорожье, Мариуполе и Донецке. И лишь в 1964 году был приглашен Игорем Владимировым в театр Ленсовета. Потом перебрался в Москву, где работал при Анатолии Эфросе в Театре на Малой Бронной, а затем перешел в «Школу современной пьесы», ставшую с его приходом настоящим цветником характерных заслуженных и народных артистов.

Есть у Петренко один сквозной персонаж, которого ему пришлось играть всю жизнь, — Сталин. Он играл его в «Пирах Валтасара…» Юрия Кары по Фазилю Искандеру и в перестроечном «Кооперативе Политбюро», в трехсерийной «Смерти Таирова» Бориса Бланка, а уже в современную нам эпоху — во «Второй мировой войне: за закрытыми дверями» для телеканала «Би-би-си» и в телевизионно-популярном «Вольфе Мессинге» для телеканала «Россия». Одна из немногих ролей, требовавших от него превращений внешности — ну, хотя бы приклеивания усов и парика, она своей востребованностью свидетельствовала: никто не сыграл бы вождя страшнее и сильнее. Можно предположить, что реальный Сталин был куда невзрачнее.

Новости и материалы
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Все новости