Кино

Валерий Тодоровский перед премьерой своего фильма «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Анна Исаева, режиссер Валерий Тодоровский, Маргарита Симонова, Андрей Сорокин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой», 17 апреля 2017 года
Павел Лунгин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Зампред правительства России Ольга Голодец перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Леонид Ярмольник перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Ренат Давлетьяров перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Маргарита Симонова, Андрей Сорокин и Анна Исаева перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Валерий Тодоровский перед премьерой своего фильма «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Анна Исаева, режиссер Валерий Тодоровский, Маргарита Симонова, Андрей Сорокин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой», 17 апреля 2017 года
Павел Лунгин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Зампред правительства России Ольга Голодец перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Леонид Ярмольник перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Ренат Давлетьяров перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
Маргарита Симонова, Андрей Сорокин и Анна Исаева перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Валерий Тодоровский перед премьерой своего фильма «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Анна Исаева, режиссер Валерий Тодоровский, Маргарита Симонова, Андрей Сорокин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой», 17 апреля 2017 года
  • Павел Лунгин перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Зампред правительства России Ольга Голодец перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Леонид Ярмольник перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Ренат Давлетьяров перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
  • Маргарита Симонова, Андрей Сорокин и Анна Исаева перед премьерой фильма Валерия Тодоровского «Большой» в Большом театре, 17 апреля 2017 года
1 8

Дайте приме шанс

В Большом театре прошла премьера фильма «Большой» Валерия Тодоровского

В Большом театре состоялась премьера фильма «Большой» — новой картины Валерия Тодоровского о жизни танцовщиц балета. «Газета.Ru» рассказывает о том, чего ждать от одной из главных русских премьер года, которая выйдет в прокат в мае этого года.

Совсем юная Юля Ольшанская приезжает в Москву поступать в балетную школу при Большом театре. Привез ее в столицу из города Шахтинска бывший танцор Потоцкий (Александр Домогаров), разглядевший в девочке огромный потенциал.

Раскрыть его предстоит на протяжении восьми долгих лет обучения и опеки экс-приме, а ныне преподавательнице Галине Михайловне Белецкой (Алиса Фрейндлих), которая, по легенде, имела такой прыжок, что умела прыгать между крышами домов.

Постепенно Юля растет и становится соперницей своей подруги Карины в борьбе за главную партию в выпускной «Спящей красавице».

«Большой» — один из самых громких проектов российского кино последних лет. В прошлом году ходили слухи, что его премьеру готовят на одном из европейских фестивалей — из-за этого прокат откладывался на неопределенный срок, хотя фильм вроде бы был уже готов. Известно было крайне мало: вроде бы мелодрама про балерин, которую Валерию Тодоровскому разрешили снимать в отрихтованных, но все еще намоленных стенах вынесенного в название святая святых русского (да и мирового) музыкального театра. С фестивалями не получилось, но тем не менее премьеру удалось организовать на главной сцене Большого театра — в прошлый раз такой чести удостаивался только «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Иными словами, «Большой» ждали и от него ждали многого — как минимум русского «Черного лебедя».

Ждали, очевидно, забыв, что Тодоровский никогда не был мастером шокирующего визионерского кино, на котором специализируется тот же Даррен Аронофски, автор «Черного лебедя».

Конек Валерия Петровича — по печальной ошибке забытый в советской эпохе жанр киноромана.

Такими были и «Любовник», и «Страна глухих», и даже «Стиляги», не говоря уже об «Оттепели», которой был разбит восьмилетний кинорежиссерский перерыв постановщика.

На предшествующей премьере пресс-конференции Тодоровский и сам объяснил, что хотел уместить в два часа действия романную структуру, ушедшую сегодня в сериалы.

Многосерийная версия «Большого», кстати, тоже будет, но это потом, а пока публике впервые представили полнометражный вариант, по которому уже можно констатировать, что поставленная цель достигнута.

«Большой» — это многофигурная композиция, выстроенная на системе флэшбеков и флэшфорвардов, действительно очень литературная в своей основе. Тут надо вспомнить, что Тодоровский всегда был актерским режиссером, и в «Большом» перед ним стояла, пожалуй, самая сложная задача в карьере.

Главные роли здесь играют по большей части настоящие танцоры и танцовщицы — в психологическом кино при съемках сцены разговора у станка дублеры с хорошей растяжкой не помогут.

И надо сказать, что Маргарита Симонова, Анна Исаева, Андрей Сорокин и сыгравшая Юлю в детстве Екатерина Саймулина могут уже завтра ждать предложений продолжить кинокарьеру — настолько живо и достоверно они существуют на экране. Тем паче, что основной партнершей для них стала Алиса Фрейндлих — великая русская актриса редко гостит на экране, и то, как она здесь играет великую балетную старуху (списанную, судя по созвучию имен, с Майи Плисецкой), действительно стоит увидеть.

Другое дело, что тончайшая химия между актерами здесь служит довольно простой истории.

Массив ожиданий в этом смысле не играет «Большому» на пользу — здесь почти нет эффектных танцевальных сцен, нет печати проклятия и обреченности, которыми обычно награждают балетных.

Ничего общего с «Черным лебедем» (за исключением более или менее неизбежного «Лебединого озера» в финале) и, конечно, никакого стекла в пуантах.

В лучшие моменты в картине действительно возникает то самое ощущение, которое заставляет влюбляться в балет, — ощущение какого-то магического сверхусилия, чуда, превращающего тощих до полной прозрачности девочек в прекрасных лебедей.

Но каждый раз, когда события готовы уйти в зону визуальной поэзии, Тодоровский будто нарочно бьет себя по рукам. Или просто, как человек интеллигентный, сторонится всякой экспрессии и любого прямого и громкого высказывания. Которых, кстати, несмотря на все предпосылки, он сознательно чурался и в предыдущих работах.

Или, может быть, дело в том, что режиссер, посмотревший (по его словам) перед съемками все значимые балетные картины, просто хотел уйти от мрачноватой бравады предшественников, показав жизнь танцоров именно как жизнь, а не путь к скорой и болезненной отставке. Получилось похоже не на блокбастер, а на французское, допустим, кино — негромкое, но изящное и предназначенное для долгой жизни на телеэкране.